Выход на главную страницу

СЛАВЯНЕ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ


МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН


Рерих. Поцелуй земле Как и все древние люди, наши предки-славяне, жившие в лесах, пытались понять, как устроен мир, и осмыслить свое место в этом мире. Они ощущали вокруг присутствие могучих неведомых сил, которые управляют природой и людьми. Не только звери и птицы, но деревья и камни, солнце и звезды, природные стихии (вода, огонь, земля, ветер) были для славян живыми существами – богами и духами, благодатными или опасными по отношению к человеку.

В глубокой древности славяне верили в берегинь – добрых защитниц человека и упырей – кровожадных вампиров-оборотней. В этих образах воплощались представления наших предков о добре и зле, жизни и смерти. Позднее славянская мифология наполнилась множеством добрых и злых духов, населяющих леса, поля, подводное царство и жилище человека.

ЯЗЫЧЕСТВО

Билибин. Перед языческим алтарем Рерих. Идолы Веру древних славян называют язычеством. Слово «языки» когда-то означало «народы», «племена». Язычниками называли народы, поклонявшиеся многим божествам. В конце 10 в. при князе Владимире Святославиче Русь приняла веру в Единого Бога – христианство.

Божества лесов, полей и рек превратились в нечистую силу – то есть силу, противостоящую Богу и всему светлому, святому. Поклонение древним богам запретили, а идолов (каменные или деревянные изваяния языческих богов) стали беспощадно уничтожать. Из-за этого круглая скульптура (создание статуй, которые можно обойти вокруг) много веков почти не развивалась на Руси: любое изваяние казалось людям идолом.

Изображения языческих богов, предания об их деяниях и чудесах почти не сохранились. Сегодня ученым приходится восстанавливать славянскую мифологию по ее слабым отголоскам, сохранившимся в обрядовых песнях и танцах, в древних поверьях и заговорах (магических заклинаниях, отгонявших болезни и несчастья). Мифологические образы продолжают жить в народном искусстве – в вышивках и узорах традиционной крестьянской одежды, в резных украшениях изб, в изделиях народных промыслов, хранящих древние традиции. Но самый главный источник наших знаний о славянской мифологии – русские сказки и былины.

ЧУДЕСНОЕ ДЕРЕВО

В.Васнецов. Сирин и Алконост Славяне, как и скандинавы, верили, что центром мира, его осью является вечно цветущее Древо Жизни. В его ветвях, в сиянии небесного света, обитают благодатные боги и поют свои песни райские птицы – Сирин и Алконост. Тот, кто услышит их чудесные голоса, забывает обо всем на свете.

Птицы Сирин и Алконост перешли в славянские сказания из мифов Древней Греции: там чудовищные сирены заманивали своим пением и пожирали моряков, а царица Алкиона, горюющая о смерти мужа, была превращена богами в птицу-зимородка. В русских сказках эти персонажи стали сладкоголосыми райскими птицами.

Небеса состоят из трех слоев: внизу воздух, посредине твердь (прозрачный твердый купол), наверху хляби (небесные дождевые воды). По тверди ходят Солнце и Луна, ночью в ней отворяются окна-звезды.

На земле у ствола чудесного Древа живут люди и звери. Корни дерева уходят в подземный и подводный мир, где хоронятся во тьме чудовища (Ящер, Змей) и всяческая нечисть (водяные, русалки, вампиры-упыри).

РОД И РОЖАНИЦЫ

Древнейшее божество славян – Род, создатель природы и людей, владыка неба, земли и подземного мира. Самые главные слова в русском языке до сих пор хранят в себе имя этого бога: «род», «народ», «Родина», «природа», «плодородие», «урожай», «рождение» и др.

Две спутницы Рода – Рожаницы – помогали земле растить цветы и плоды, оберегали детей и матерей. 21 сентября славяне собирались на праздничный пир в честь Рожаниц, благодаря богинь за хороший урожай.

НЕБЕСНЫЕ БОГИ

Хоровод. Палех Когда славяне начали обрабатывать землю, важнейшими для них стали небесные боги: ведь именно с неба льются на землю благодатные дожди и солнечные лучи. Рода сменил бог неба Сварог. Сварожичами, сыновьями Сварога, называли светлых богов: бога огня, Стрибога – повелителя ветров и Даждьбога – божество животворящего солнечного света. Русские люди считали себя внуками Даждьбога.

Спутником Даждьбога был бог Солнца Хорс. В честь Хорса исполняли священный танец – хоровод, изображавший круговое движение солнца по небу; с ним связан обычай печь на Масленицу блины, круглые, как солнце, и катать зажженные колеса.

Громовержец Перун сражается стрелами-молниями со Змеем, который похищает солнце или жену бога. Одежды грозного бога – тучи, радуга – его лук, гром – его боевой клич. Отголоски мифов о победе Перуна над Змеем сохранились в былинах, где богатыри побеждают Змея Горыныча. Перуну как покровителю княжеской власти и войны приносили человеческие жертвы. С образом стрелы Перуна – молнии – связаны поверья о чудесном цветке папоротника.

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА

Ночь перед Иваном Купалой По древним поверьям, в ночь перед праздником Ивана Купалы (7 июля) на месте удара перуновой молнии лишь на одно мгновение расцветает Жар-цвет – волшебный цветок папоротника. Тот, кто сорвет его ночью в лесу, не побоявшись нечистой силы, обретет чудесные способности: перед ним будут открываться все затворы, он сможет видеть скрытые в земле клады.

Однако на самом деле папоротник не цветет, он размножается спорами. Поэтому ученые считают, что огненно-красный цветок Перуна – это образ молнии.

Герои русских сказок и былин часто обращаются к Матери Сырой Земле. Мать Сыра Земля – древнейшее женское божество, «мать урожая», дарительница счастливой судьбы и изобилия. В более поздние времена ее почитали под именем Макошь (Мокошь). Макоши помогают крылатый пес Симаргл – охранитель посевов и русалки, орошающие поля.

БОЖЕСТВА ЛЮБВИ И ПЛОДОРОДИЯ

Богинями весеннего цветения, веселья, любви и свадеб были Лада и ее дочь Леля (в некоторых областях почитали не дочь, а сына Лады по имени Лель). Ладу представляли красавицей с золотыми волосами, украшенными розовым венком.

Божества, связанные с подземным царством мертвых, были одновременно и божествами плодородия: ведь именно под землей прорастают семена растений. Богиня смерти и мора (т. е. болезней) Морена в русских сказках превращается в красавицу Марью Моревну, которую похищает Кощей и освобождает Иван Царевич.

Владыка подземного царства мертвых Велес (Волос) в древности был покровителем охотников и являлся в облике медведя, хозяина леса. Позднее Велес стал «скотьим богом» – охранителем домашних животных и дарителем богатства (количество скота было на Руси мерилом достатка семьи). Велеса изображали в облике быка или рогатого человека.

ВОЛХВЫ-ЧАРОДЕИ

Васнецов. Встреча Олега с волхвом Древние люди верили, что схождение в мир мертвых помогает обрести особую мудрость и колдовскую силу. Эти качества владыка подземного мира Велес дарует поэтам-сказителям (исполнителям былин) и жрецам. Происходящее от имени Велеса (Волоса) слово «волхвовать» означало «колдовать». Волхвами называли служителей богов, обладавших удивительными способностями.

К волхвам обращались, чтобы узнать будущее. Князю Олегу они предсказали смерть от любимого коня. На Руси верили, что волхвы знают колдовские заклинания, способные изменить погоду и вызвать дождь. Волшебные слова произносились над чарой (чашей) с водой; отсюда пошло слово «чародей».

Легенды рассказывают, что волхвы, обернувшись волками, могли подниматься в небо и разгонять или, наоборот, собирать тучи. Волхвов-облакогонителей называли волкодлаками (т. е. одетыми в волчью шкуру – длаку). Когда на Руси стали верить в Единого Бога, служители древних богов стали представляться слугами дьявола. Слово «волкодлак» превратилось в «вурдалак», что означает «вампир».

ВЕЩИЕ И ЗЛОВЕЩИЕ

Рерих. Зловещие Васнецов. Гамаюн В русских сказках героям часто помогают вещие птицы, говорящие человеческим голосом. Слово «вещий» происходит от древнерусского «ведать» – знать. Вещие птицы (ими могут быть и обычная кукушка, и волшебная птица Гамаюн) дают сказочным героям мудрые советы, предсказывают будущее, предостерегают от опасности. Птица Гамаюн знает, откуда произошли небо и земля, боги и люди, чудовища, звери и птицы. Она посланница богов, которой открыто будущее.

Среди вещих птиц встречаются зловещие, то есть предвещающие зло, несчастья. Чаще всего это черные вороны. Эти мудрые птицы, живущие триста лет, помогают сказочным героям отыскать живую и мертвую воду или добыть клад. Черное оперение воронов напоминает, что они – порождения ночи, в которой властвуют силы зла. В сказках вороны сопровождают Бабу-Ягу. Их появление предвещает беду, войну, смерть. В народных песнях вороны приносят матери печальную весть о гибели сына. В былинах они ищут добычу на поле боя, усеянном телами погибших.

ЧУДЕСНЫЕ ПТИЦЫ

Билибин. Лебедь Билибин. Жар-птица Сказочная Жар-птица прилетает из Тридесятого царства. Она питается золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и красоту. Ее перья так ярко сияют, что в самой темной комнате становится светло.

Как и волшебный цветок Перуна Жар-цвет, Жар-птица – образ небесного огня (молнии). Когда она поет, из ее клюва сыплется жемчуг (дождевые капли). Она живет в чудесном саду в золотой клетке; стоит к ней прикоснуться, как раздается ужасный грохот (гром). Иван Царевичу удалось добыть Жар-птицу и завладеть золотой клеткой лишь с помощью мудрого Серого Волка.

В сказках красавицы часто оборачиваются белыми лебедушками. Добрый молодец похищает лебединое оперение, пока девушка купается. Без него красавица не может вновь превратиться в птицу и становится женой юноши. В сказке А.С. Пушкина князь Гвидон женится на прекрасной Царевне-Лебеди, которую он спас от когтей коршуна.

В ЧАЩЕ ЛЕСА

Леший. Палех Хозяин леса – мохнатый и рогатый Леший. Часто Лешего изображали одетым в звериную шкуру, с зелеными, как ветви деревьев, волосами. Наши предки верили, что он может стать крохотным, как грибочек или листок, или огромным, выше леса. Леший постоянно меняет свой облик: превращается в пень или кочку, в зверя или птицу.

Обычно Леший невидим для людей. Узнать его можно по хохоту, свисту, треску. Хозяин леса не злобен, но любит попроказничать, напугать. Он может вывести из леса заблудившегося путника, но, если его рассердить, заманит в глухую чащу, будет «водить» среди деревьев, путать дорогу.

Леший – властелин над всеми лесными обитателями. Его любимый зверь – медведь. По древним поверьям, Леший угощает медведя вином, а медведь потчует хозяина мёдом. Пастухи и охотники старались подружиться с Лешим, чтобы хозяин леса охранял стада и обеспечивал удачную охоту. Для этого ему приносили жертвы, а в канун Иванова дня (23 июня) с Лешим можно было заключить "договор".

ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО

Билибин. Царь морской Владыка подводного царства – морской царь – живет в глубине моря в хрустальном дворце. Когда он со своими слугами веселится и пляшет, буря на море топит корабли. Чтобы умилостивить морского царя и усмирить шторм, в воду бросали хлеб-соль, а если это не помогало – человека-жертву.

Реки считались дочерями морского царя. В былине о купце Садко рассказывается, как на пути домой замерли все его тридцать кораблей посреди моря и не могли сдвинуться с места. Поняли моряки, что морской царь требует себе жертву.

Выпал жребий Садко отправляться на дно морское: двенадцать лет плавал он по морям и ни разу не отблагодарил владыку подводного царства, не уплатил ему дани. Купец попал во дворец морского царя, и в награду за искусную игру на гуслях владыка подводного царства предложил ему в жены одну из царевен-рек. Садко выбрал Волхову (в другом варианте – Чернаву).

ВОДЯНОЙ И РУСАЛКИ

Русалка. Палех В каждом водном источнике, озере, реке есть свой хозяин-водяной – старик с рыбьим хвостом, зеленой бородой и перепонками между пальцев. В доме водяного из ракушек и гальки живут его жены-русалки.

По древним поверьям, русалками становятся невесты, умершие до свадьбы, и утопленницы. Русалки выглядят, как прекрасные девушки с зелеными, словно водоросли, волосами, в длинных белых платьях или без одежды; иногда их изображали с рыбьим хвостом. Русалки выливают на поля росу из волшебных рогов, наполняя их влагой. В лунные ночи они выходят из воды и качаются на ветвях. Для человека опасна встреча с русалкой: она может защекотать до смерти или заманить в воду.

ХРАНИТЕЛИ ДОМА

Хранитель дома – Домовой, маленький бородатый старичок, похожий на хозяина. Добрый дух живет под печкой или в лапте, висящем на печи. Когда семья переезжала, Домового переносили в новый дом в горшке с углями из старой печи.

Работящим хозяевам Домовой помогает, а ленивых наказывает. Он шутник и проказник, любит прятать вещи, стучать по ночам. Но сердиться на Домового нельзя, лучше оставить ему угощение – хлеб с солью или миску каши. Тому, кто подружится с Домовым, во всех делах будет сопутствовать удача.

РУССКИЕ СКАЗКИ

Билибин. Иван-царевич и Баба-Яга Билибин. Царевна-лягушка Русские сказки погружают нас в волшебный мир, где звери и птицы, цветы и травы говорят с человеком и помогают ему.

Там на краю света лежит загадочное Тридевятое царство, в котором живет Кощей. Там по лесу бродит Леший, в темной глухой чаще, за страшным забором из костей и черепов стоит избушка Бабы Яги, в реках плещутся русалки, в избах шалят домовые.

Из пещеры в горах вылетает на охоту Змей, жжет огнем города и похищает красавиц. На бой с чудовищем выходят могучие богатыри. Сказочные сюжеты хранят в себе отголоски древних верований наших предков – славян.

В ТРИДЕСЯТОМ ЦАРСТВЕ

Васнецов. Кащей Бессмертный В сказках «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна» и др. рассказывается, как Иван Царевич отправляется на край света, в неведомое Тридесятое царство, выручать свою красавицу-жену, что томится в плену у злого чародея Кощея Бессмертного.

Имя «Кощей» происходит от старославянского слова «кощь» – кость, то есть он похож на скелет. Тридесятое царство, которым правит Кощей, – это царство смерти; там всегда царит зима, повсюду сверкают и переливаются, как снежные сугробы, золото и драгоценные камни, но нет ни одного живого цветка или дерева. Сам Кощей бессмертен, его нельзя победить обычным оружием, потому что кощеева смерть находится в игле, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук висит на дубе, что растет на неприступном острове посреди моря.

Кощей уносит в свое царство Василису Прекрасную, и природа замирает в зимнем сне. Так в греческих мифах, когда Аид похитил Персефону, земля перестала плодоносить. Василиса выпытывает у Кощея, где скрыта его смерть и передает тайну Ивану Царевичу. Звери и птицы помогают Ивану добыть кощееву смерть, злодей погибает, красавица-царевна возвращается к людям, и на земле наступает весна.

БАБА-ЯГА

Билибин. Василиса у избушки Бабы-Яги Билибин. Баба-Яга На границе между миром людей и Кощеевым царством в глухой чаще леса стоит избушка на курьих ножках, в которой живет Баба-Яга. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе висят черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо замка – рот с острыми зубами. Страшная старуха Баба-Яга – владычица леса и зверей. Ей помогают вороны и совы, черные коты и змеи – зловещие и в то же время мудрые существа. Даже время подчиняется лесной колдунье: ей служат Красный, Белый и Черный всадники (Утро, День и Ночь).

У Бабы-Яги – костяная нога; как страж на границе между миром живых и мертвых она – наполовину скелет. Старуха питается человеческим мясом и, чтобы добыть себе пищу, похищает детей. Но если сказочный герой пройдет назначенные Бабой-Ягой испытания, он получит от нее волшебные предметы и мудрые советы, сможет попасть в Тридесятое царство и победить Кощея.

Страшная сказка о Бабе-Яге сохранила воспоминания о древнем обряде посвящения в охотники. Мальчиков оставляли одних в лесу в жилище, дверь которого изображала пасть чудовища. Входя внутрь, юный охотник как бы оказывался съеденным страшным зверем. Через несколько дней, выйдя обратно, он словно рождался заново и больше ничего не боялся.

РУССКИЕ БЫЛИНЫ

Билибин. Баба-Яга В славном городе Киеве пирует с дружинниками князь Владимир Красное Солнышко.

Среди шумного пира входит в светлые палаты седобородый старец, кладет на колени гусли и в наступившей тишине касается руками струн…

Веками народные певцы-сказители под звуки рокочущих струн исполняли былины – героические песни о богатырях, могучих защитниках земли русской от вражеских полчищ и чудовищ.



БОГАТЫРИ - ВЕЛИКАНЫ И ВОЛШЕБНИКИ

Билибин. Илья Муромец и Святогор Древнейшие былины рассказывают о великане Святогоре, волшебнике Волхе (Вольге) Всеславьевиче и могучем пахаре Микуле Селяниновиче. Однажды встретил Святогор путника с маленькой сумочкой и спросил, тяжела ли ноша. «Попробуй!» – ответил путник. Рассмеялся великан так, что горы задрожали, и хотел поднять сумку одним мизинчиком, да не смог поднять и двумя руками, лишь сам ушел в землю по колено. В той сумке была вся тяжесть земная, а нес ее богатырь Микула Селянинович.

Когда пашет Микула землю, дубы с корнем выворачивает, а борозды от его плуга глубокие, как рвы. Утром сеет он золотое зерно, вечером уже поле колосится, ночью Микула колосья жнет, а на другой день пироги печет и народ на пир созывает.

Имя богатыря Волха говорит о его умении волхвовать – колдовать. Едет Волх на охоту: птицу бьет – соколом оборачивается, чтобы зверя добыть – в волка превращается. Отправился богатырь в поход на царство Индийское – туром (диким быком) добежал до крепости, горностаем тетиву у вражеских луков перекусил. А своих дружинников превратил Волх в муравьев. Проползли муравьи под стеной, вновь обернулись воинами и перебили всех врагов.

ДОБЛЕСТНЫЕ ЗАЩИТНИКИ

Васнецов. Богатыри Самые славные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Алеша, сын ростовского попа (служителя церкви), побеждает не силой, а хитростью. Отправляясь на бой с сыном Змея, Тугарином Змеевичем, притворился Алеша нищим странником. Спросил Тугарин, не видал ли он богатыря? «Стар я, не слышу, – говорит Алеша, – подъезжай поближе!». Подъехал Тугарин на своем крылатом коне, склонился с седла, тут его Алеша оглушил дубиной, связал и в Киев отвез. Позвал князь богатыря в свою дружину.

Добрыня с детства знал книжную грамоту и умел молвить слово мудрое. Победил он самого Змея Горыныча, освободил томившихся у чудища пленников и племянницу князя Забаву Путятишну.

Крестьянский сын Илья из-под Мурома тридцать лет сидел сиднем на печи, не мог ходить. Но однажды случилось чудо: пришли в его село старцы-странники и исцелили Илью, почувствовал он в себе силу богатырскую. По дороге в Киев поразил богатырь стрелой Соловья Разбойника, губившего все живое своим свистом. Славили люди Илью за избавление от страшного чудища, стал он старшим в дружине богатырской. Защищают богатыри вдов и сирот от несправедливости, землю русскую – от врага лютого.

Смотреть галерею изображений


© Т.В. Ильина, 2010.