Выход на главную страницу






























ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

открыть крупное изображение в новом окне В первые века нашей эры центр Европы и ее северную часть – Скандинавский полуостров – населяли племена германцев. Мифы германцев, уходящие корнями в глубокую древность (2 тыс. до н.э.), окончательно сложились в эпоху викингов (9-11 вв. н.э.). Суровая и героическая эпоха викингов завершила время Великого переселения народов, когда большинство «варварских» племен, населявших Европу, покинули места привычного обитания и отправились осваивать и завоевывать новые земли.

Это было жестокое время всеобщей вражды и бесконечных войн. Но самым ужасающим бедствием для мирных жителей Англии, Франции и других стран Европы стали набеги норманнов (т.е. «северных людей», как называли выходцев из Скандинавии). На Руси их называли варягами, а в самой Скандинавии именовали викингами – участниками морских походов. Неутолимая жажда странствий, приключений и наживы влекла викингов в дальние плавания. Корабль становился их домом, а боевые товарищи заменяли им семью.

открыть крупное изображение в новом окне Легкие и быстрые боевые корабли викингов – драккары с устрашающими драконьими головами – внезапно налетали с моря. Грозные и безжалостные морские разбойники грабили не только прибрежные селения, но и поднимались на своих кораблях с помощью весел по рекам, опустошая крупные города – Париж, Лондон, Киев, Константинополь, Афины.

Воины в полном вооружении стремительно соскакивали на берег, убивая всех, кто оказывался на их пути, и столь же стремительно исчезали с награбленными сокровищами. Среди викингов особенно выделялись своим бесстрашием и неистовым ожесточением в битвах берсерки. Захваченных женщин продавали в рабство, мужчин обычно приносили в жертву богу Одину, перед этим подвергая пленников жестоким пыткам.

В 9 в., когда вера в Единого Бога – христианство – стала все шире утверждаться в Скандинавии, недовольные бежали на недавно открытый викингами остров Исландия. Там еще долго сохранялись древние обычаи и языческие верования. И даже когда христианство пришло на эту землю, исландцы сохраняли удивительную для эпохи Средневековья веротерпимость. Освоив письменность, они записали в ХII-ХIII вв. свои языческие мифы и эпические сказания – саги. Они гордились своей легендарной историей.

Именно из дошедших до нас исландских текстов мы узнаем сегодня о почитавшихся скандинавами богах и сюжетах германо-скандинавской мифологии. Это прежде всего собрание древних песен о богах и героях, получившее название «Старшая Эдда», а также «Младшая Эдда» – своего рода учебник поэтического мастерства, написанный исландским историком и придворным поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном (1178-1241).

ДЕВЯТЬ МИРОВ

открыть крупное изображение в новом окне Мифы скандинавских народов населены эльфами, гномами, великанами, оборотнями, драконами и другими волшебными существами, которые обитают в девяти сказочных мирах. Эти миры называют Нифльхейм, Мусспельхейм, Ванахейм, Асгард, Мидгард, Утгард (или Ётунхейм), Альвхейм, Свартафахейм и Хель.

В начале времен была лишь зияющая бездна – Гинунгагап. Затем на севере бездны возник мир холода и тьмы – Нифльхейм, а на юге – Огненный мир Мусспельхейм. В центре Нифльхейма забурлил поток Кипящий котел, давший начало десяти мрачным ядовитым рекам. Реки заледенели вдали от своих истоков, и ядовитый иней выступил на поверхности льда. Но огненные искры, долетавшие из Мусспельхейма, растопили иней, и из этой влаги возник великан Имир. От него пошло племя инеистых великанов – злобных чудовищных ётунов.

Вместе с Имиром из инея возникла чудесная корова Аудумла, из ее вымени потекли четыре молочные реки. Корова питалась соленым инеем, который слизывала с камней. Один камень она лизала так долго, что постепенно вылизала из него родоначальника всех богов по имени Бури. Его внуки – Один, Вили и Ве убили злобного великана Имира и сотворили из его тела небо, землю и омывающий землю океан.

Магия Одина пробудила скрытые в земле силы, и на свет явились новые боги и богини. Боги, признавшие своим повелителем Одина, стали называться асами. Они поселились в небесной стране Асгард и стали править миром.

Асгард располагается в кроне чудесного вечнозеленого Древа жизни - ясеня Иггдрасиль. Остальные боги – ваны – также поселились на небе, в стране Ванахейм. Асы и ваны прекрасны и мудры, но ваны смертны, хотя и живут очень долго, асы же бессмертны и вечно молоды. Сохранять молодость и красоту им помогают волшебные золотые яблоки, найденные Одином.

ДРЕВО ЖИЗНИ

открыть крупное изображение в новом окне Древо жизни, или Мировое древо – ясень Иггдрасиль – пронизывает осью небо, землю и подземный мир. На вершине Древа жизни сидит огромный орел – любимец Одина, а у корней чудесного ясеня живет дракон Нидхёгг. По стволу дерева постоянно снует от корней к вершине и обратно белка Ратотоск («Грызозуб»). Орел и дракон все время бранятся между собой, а белка передает их слова друг другу.

Три корня ясеня уходят глубоко под землю, а ветви раскинулись во все небо. Один корень прорастает в Нифльхейм, где бурлит поток Кипящий котел. Еще глубже в подземном мире находится царство мертвых Хель.

В земле великанов – Ётунхейме – из-под корня Мирового древа течет источник мудрости, который стережет великан Мимир. Сам верховный бог асов – Один явился однажды к Мимиру и попросил напиться из чудесного источника, но великан потребовал за обретение мудрости великую плату – глаз Одина. Бог не пожалел своего глаза и получил дар колдовства и всеведения. А глаз бога Мимир погрузил в источник мудрости, который обрел с тех пор еще больше волшебной силы.

У другого корня ясеня Иггдрасиль берет начало источник Урд («Судьба», «Рок»). У источника Урд живут три вещие девы – норны. Им ведомо все прошлое и будущее. Четыре оленя объедают листву Древа жизни, а его корни грызет дракон Нидхёгг, но норны ежедневно поливают древо живительной водой из источника Урд, и ясень остается вечно зеленым и цветущим.

открыть крупное изображение в новом окне

АЛЬВЫ, ЛЮДИ И ВЕЛИКАНЫ

открыть крупное изображение в новом окне Боги-асы оградили середину земли высокой стеной, за которую не могли проникнуть злобные великаны. Эту огороженную часть земли назвали Мидгард – «Срединный мир». Из Асгарда в Мидгард спускается мост Биврёст, который люди называют радугой. Боги сходят по нему на землю.

Вокруг Мидгарда простираются окраинные земли – Ётунхейм. Это страна великанов-ётунов. Дикие и злобные великаны часто нападают на людей и богов, но встречаются среди ётунов и мудрецы, владеющие древними тайнами.

Боги населили Мидгард зверями и птицами, а потом решили создать существа по своему образу и подобию. Сначала Один создал из воздуха и света вечно юных и прекрасных светлых альвов (позднее их стали называть эльфами), но они были так легки, что не смогли жить на земле и поселились в Альвхейме – стране, расположенной высоко на небе, над Асгардом.

Тогда Один создал карликов-цвергов, но они не выносили солнечного света: как только на цверга падал луч солнца, он тут же превращался в камень. Поэтому карликов стали называть темными альвами, а позднее – гномами. Цверги спустились жить под землю. Свою подземную страну они назвали Свартафахейм.

Цверги – хранители подземных сокровищ и искусные мастера. Они умеют создавать чудесные украшения, от которых невозможно отвести глаз, оружие, не знающее промаха, и другие вещи, обладающие волшебными способностями. Для Одина подземные карлики сделали боевое копье, для его сына Тора – грозный молот, для богини любви Фрейи – прекрасное золотое ожерелье.

Сын Одина Хеймдалль вырезал фигурки первых людей из дерева. Мужчину он назвал Аск (ясень), а женщину – Эмбла (ива). Один вложил в них живые души, бог Хёнир подарил им разум, а бог Локи научил смеяться.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне



ПРИМЕЧАНИЯ

Берсерки назад
Берсерками называли воинов, посвятивших себя богу Одину. Одно из имен Одина – «Господин ярости», и берсерки в битве впадали в священное бешенство. Они не чувствовали ни боли, ни усталости, становились неуязвимыми для врага и сильными, как звери – волк, медведь или бык. При виде врага они издавали звериное рычание, кусали щиты, сбрасывали с себя доспехи и верхнюю одежду и сражались обнаженными до пояса. После битвы они падали на землю и погружались в долгий сон.

Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в сражении при Хаврсфьорде, произошедшей ок. 872 г. Конунги и вожди стремились привлечь в свои дружины этих кровожадных, опьянявшихся битвой воинов.

Варвары назад
Древние греки и римляне называли варварами всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках (то есть как бы лишенных членораздельной речи и говоривших что-то вроде «бар-бар») и не приобщенных к античной культуре. Такими варварами были них и германцы.

Великое переселение народов назад
Великим переселением народов историки называют активные перемещения в 4-7 вв. н.э. германских, славянских, сарматских и других племен на территории Европы. Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи.

Викинги назад
Викингами называли в Скандинавии тех, кто отправлялся в морские походы, сражался на море и жил за счет захваченной добычи. Слово viking означало также «военный поход» или «опустошение», «разграбление». В Европе их называли норманнами – «северными людьми», а на Руси – варягами.

Пираты на море, беспощадные завоеватели на суше, викинги были также искусными торговцами, выгодно сбывавшими захваченную добычу на рынках арабского Багдада или христианского Константинополя. Они охотно нанимались на службу у славянских князей и императоров Византии. князь Первые русские князья Рюрик и Олег, о которых говорится в «Начальной русской летописи», были варягами.

Отважные и опытные мореплаватели, викинги нередко становились первооткрывателями новых земель и основателями городов. В конце VIII в. отряды искателей добычи достигли берегов Шотландии, Ирландии и Северной Англии. В IХ-Х вв. викинги положили начало заселению северных островов, один из которых был назван «Исландия» («Земля льдов»), а второй – «Гренландия» («Зеленая земля»).

Около 1000 г. н.э., за 500 лет до Колумба, викинги достигли берегов Северной Америки; в скандинавских сагах (сказаниях) сохранились свидетельства об их встрече с индейцами.

Со второй половины 9 в. вожди викингов стали объединять свои силы для нападений, так как европейские страны, подвергавшиеся их набегам, усилили оборону. Так, в 851 г. король Уэссекса (в Южной Англии) Этельвульф сумел собрать большую армию англосаксов и нанести серьезное поражение викингам, которые до этого разграбили Кентербери и Лондон.

Безудержную жажду золота, сокровищ, свойственную викингам, нельзя объяснить одной лишь жадностью. Захватив добычу, вожди викингов щедро одаривали на пирах своих дружинников и столь же щедро бросали драгоценные монеты, сосуды и оружие в озера или закапывали их в землю. Ученые предполагают, что клады викингов, которые до сих пор во множестве находят археологи в земле и на дне превратившихся в болота озер, были жертвой богу Одину и предназначались для жизни во дворце Одина – Вальхалле. Согласно верованиям древних скандинавов, захваченные сокровища и удача в битвах увеличивали славу и могущество не только самого викинга, но и его рода. Подвиги и добыча питали «душу рода», род удачливого викинга был богат счастьем.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Германцы назад
Германцы – древние племена, говорившие на родственных языках (индоевропейской языковой группы). Примерно с 1 в. до н. э. германские племена обитали в Европе между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой, а также на Скандинавском полуострове.

Из алеманнов, тюрингов, франков сложился немецкий народ; англы, саксы и юты, переселившись в 5-6 вв. н.э. в Британию, смешались там с кельтами и образовали английский народ. Франки и бургунды стали частью французского народа. Германцы, обитавшие на Скандинавском полуострове – даны и гауты – стали родоначальниками современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев.

Драккары назад
Драккары – длинные и узкие корабли викингов с высоко загнутыми носом и кормой. Длина драккаров достигала от 35 до 60 метров. Они управлялись с помощью весел и единственного широкого прямоугольного паруса. Мачты были съемными: это было удобно, когда корабль приходилось волоком передвигать по земле. При сравнительно небольших размерах драккары отличались прекрасными мореходными качествами, легкостью управления, быстротой и маневренностью. Небольшая осадка (корабль неглубоко погружался в воду) позволяла быстро подниматься на веслах вверх по рекам и совершать внезапные нападения на города и селения.

Викинги никогда не доверяли греблю рабам. Если же военная необходимость (например, в случае гибели многих викингов) заставляла посадить раба на весла, после этого он получал свободу. Боевая дружина была для викинга своего рода семьей, а палуба корабля была него священным пространством. Совместная гребля, как и совместная еда, соединяла людей, делая их побратимами.

Название «драккар» означает «корабль-дракон». Нос драккара украшался искусно вырезанной из дерева головой дракона, а позади корабля, на кормовом брусе, укреплялся резной хвост чудовища. Вдоль бортов вывешивались укрепленные на специальных рейках яркие щиты. Грозный вид и открытая пасть дракона призваны были отпугивать злых духов, населявших морские глубины, и устрашать врага. Кроме того, корабль был для викингов живым существом. Украшения в виде дракона были съемными, и, приближаясь к родным или дружественным берегам, викинги убирали с корабля чудовищную голову, чтобы не оскорбить добрых духов этой земли.

Драккары викингов, созданные в 9 в., были обнаружены археологами на территории Норвегии - в погребениях в Осеберге (предполагают, что там была захоронена королева Оса, бабка конунга Харальда Прекрасноволосого) и Гокстаде. Ныне они выставлены в музее драккаров в норвежском городе Осло. Эти погребальные корабли были сделаны из дуба, поэтому долгое время считалось, что именно из этого дерева строили драккары древние скандинавские корабелы.

Однако позднее современным мастерам удалось воссоздать некоторые из знаменитых кораблей викингов, и выяснилось, что наилучшим материалом для них является ясень. Не случайно соседние народы величали скандинавов «аскерманнами», то есть «ясеневыми людьми», а доблестного война скальды называли «ясенем битвы».

Еще в 1893 г. двенадцать молодых норвежцев успешно пересекли Северную Атлантику и прибыли в американский город Чикаго на точной копии корабля из Гокстада. Их отважное плавание положило начало еще многим успешным попыткам воссоздания легендарных драккаров, которые продолжаются и по сей день.

Исландия назад
Исландия – большой остров в северной части Атлантического океана, в 9 в. пустынный и почти безлюдный. Корабли викингов неоднократно достигали на протяжении 9 в. берегов острова, который они назвали Исландия – «Страна льдов». Тогда же началось заселение острова. Бежавших от давлеющей власти правителей-конунгов знатных норвежцев привлекали удобные для поселения зеленые долины, горячие источники, бившие из земли в юго-западной части острова, вблизи современного города Рейкьявик, обилие рыбы в прибрежных водах.

Освоение Исландии носило мирный характер: завоевывать остров не пришлось, так как единственные жители острова - христианские отшельники из Ирландии - покинули его, не желая жить с язычниками. Первым поселенцем стал около 874 г. норвежец Ингольф Арнарсон. Ему пришлось покинуть родину, так как его брат совершил убийство. Прибывшие вслед за ним переселенцы селились только вблизи моря. Горы, возвышавшиеся в глубине острова, еще долго оставались безлюдными.

Знатные норвежцы прибывали в Исландию на собственных кораблях вместе с многочисленными домочадцами, сородичами, дружиной, рабами и вольноотпущенниками и сразу занимали обширные земли. Каждый мог занять столько земли, сколько мог обойти за один день с горящим факелом в руке, зажигая на границе своего владения костры. Женщине разрешалось присвоить участок, который она успевала обойти между восходом и заходом солнца, ведя на поводу корову.

Переселенцы жили на обособленных друг от друга хуторах, сохраняя древние обычаи. Единой власти на острове еще долго не было; важные решения принимались на общих народных собраниях – альтингах. В те времена исландцы не знали письменности. Законы и обычаи запоминались и передавались из поколения в поколение мудрыми людьми, которых называли законоговорителями.

Кеннинги
По словам известного исследователя скандинавской мифологии И.Я. Гуревича, «при крайней вычурности и запутанности, скальдические кеннинги вводят нас в мир звенящих мечей и обагренных кровью секир; кораблей, увешанных по бортам разноцветными щитами и мчащихся по бурным волнам под раздутыми северным ветром парусами; воинов, охваченных жаждой славы и богатства; конунгов, которые повелевают дружинами, раздают своим воинам оружие и кольца и устраивают для них пиры, — в мир викингов. Но в этом мире, неотъемлемыми аксессуарами которого были вороны и волки, пожирающие трупы, и обильно льющаяся кровь, вместе с тем высоко ценилась поэзия («напиток Одина», «мёд великанов») и слагались песни («прибой дрожжей людей костей фьорда»).

«Младшая Эдда» Снорри Стурлуссона как раз и была обширным сводом кеннингов, откуда скальды могли черпать образы для своих песен. Конунга можно было назвать «раздаватель колец», «правитель встречи мечей», один из кеннингов моря – «дорога китов», кеннинги золота – «огонь моря», «огонь воды», «пылающий голос жителей пещеры», меча – «змея битвы», «звенящая рыба кольчуги», крови – «волна битвы», «море меча», «пиво ворона», «напиток воина», погибшего – «пища волка», ворона – «лебедь пота шипа ран» («шип ран» – меч, а «пот меча» – кровь), огня – «враг дома», «горе ветвей», «зло дерева», неба – «дом ветров», «корабельный сарай бури» и т. п.

Наиболее сложными обычно были кеннинги человека: например, «расточитель янтаря холодной земли кабана великана» («кабан великана» – это кит, «земля кита» – море, «янтарь моря» – золото) или «метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев» («конь корабельных сараев» – корабль, «луна корабля» – щит, «ведьма щита» – секира, «вьюга секир» – битва, «огонь битвы» – меч).

открыть крупное изображение в новом окне

Конунги
Конунгами в Скандинавии называли правителей, военных вождей, высших представителей родовой знати. Конунг мог возглавлять отдельное племя или население какой-либо области; некоторые из конунгов были предводителями викингов. В "эпоху викингов" (9-11 вв.) конунги начинают превращаться в королей – правителей создававшихся в ту эпоху государств.

открыть крупное изображение в новом окне

Скальды назад
Скальдами называют исландских и норвежских поэтов 9–12 вв. Их песни были записаны много позднее, в 12 и 13 вв. Скальды не были профессиональными поэтами в современном смысле слова, то есть не занимались исключительно сочинением стихов. В своей жизни они были прежде всего воинами, моряками, торговцами или домохозяевами.

Например, прославленный скальд X в. Эгиль Скаллагримссон был отважным викингом, а Сигват Тордарсон, песни которого служили образцом для других поэтов, был послом при дворе норвежского конунга Олафа Святого, а затем советником у его сына Магнуса Доброго. Стихи сочиняли не только мужчины, но и женщины; среди скальдов были и простые, и очень знатные люди, и даже правители-конунги. Все в Скандинавии интересовались поэзией, любили ее; поэтический дар не считался редким уделом избранных.

Для человека эпохи викингов было совершенно естественным не только написать хвалебную песнь в честь конунга или выразить в стихах свои чувства, но в стихотворной форме нередко формулировались политические требования или писались отчеты о посольстве. Когда норвежский конунг Харальд Хардрода влюбился в русскую княжну Елизавету Ярославну, он сочинил песнь в ее честь. Собираясь конфисковать земельные владения у противника, Харальд также сформулировал свое решение в виде висы (стихотворения). Скальды часто импровизировали свои стихи на пирах и тингах (собраниях).

Скальды – дружинники конунгов – пользовались большим почетом. В одной из песен говорится о скальдах Харальда Прекрасноволосого: «По их одеждам и по их золотым кольцам видно, что они свои люди у конунга. У них красные меховые плащи с красивыми полосами, обвитые серебром мечи, сотканные из колец рубашки, золоченые перевязи, шлемы с вырезанными на них фигурами, наручные кольца, которые Харальд подарил им».

Скандинавы верили в волшебную, магическую силу слова: в то, что хвалебная песнь в честь вождя не просто увеличивает его славу среди людей, но умножает его удачу, счастье, а злая песня, наоборот, может погубить. Не случайно вдохновителем поэтов считался повелитель колдовства бог Один. В одной саге рассказывается, как от хулительного стихотворения, произнесенного скальдом, на ярла, против которого оно было направлено, напал ужасный зуд. В его покоях стало совершенно темно; оружие, сорвалось со стен, где было развешано, и стало само убивать приближенных ярла. Поэтому конунги и знать щедро одаривали воспевавших их скальдов и старались привлекать их ко двору. На пирах скальдов сажали на почетную скамью.

Мерилом искусности скальда было его умение использовать как можно больше кеннингов – образных сравнений. Например, битву иносказательно называли «вьюга копий», «встреча мечей», «звон оружия», воина – «ясень битвы», корабль – «морской конь» и т.п.