© Т.В. Ильина, 2010.

ПОМПЕИ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Древний город Помпеи, расположенный на берегу Неаполитанского залива, у подножия вулкана Везувий, был основан местными италийскими племенами осков, которых позднее (в 5 в. до н.э.) подчинили самниты. За свою многовековую историю город пережил влияние греков и этрусков, отчаянно боролся с натиском римлян, но всё же был ими покорён в начале 3 в. до н. э.

Постепенно Помпеи превратились в богатый провинциальный город Римской империи. Удобренная вулканическим пеплом земля была необычайно плодородна, и город утопал в садах. Здесь процветала торговля, а состоятельные римляне, желавшие отдохнуть от столичного шума, охотно строили в Помпеях свои виллы.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕЙ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
В 63 г. н.э. город пережил сильное землетрясение и лишь начал отстраиваться заново, когда новая катастрофа прервала его жизнь навсегда. 24 августа 79 г. Помпеи, а вместе с ними два соседних городка – Стабии и Геркуланум – погибли в результате страшного извержения вулкана Везувий. Многим помпеянам удалось спастись, но более 2 тысяч жителей погибли.

Город был засыпан 8-метровым слоем раскалённого пепла и лапилли (кусков пористой вулканической породы). Облако ядовитых газов, наплывавшее на город из жёрла вулкана, довершило гибель тех, кто спрятался в комнатах и подвалах. Люди, застигнутые врасплох в своих домах и на улицах, оказались словно «законсервированными» на века.

ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО ГОРОДА

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Лишь в конце 17 столетия древний город был случайно обнаружен при постройке водопровода. Систематические раскопки начались в 18 в. Первые же находки вызвали восторженное изумление всей Европы. В начале 19 в. большая часть города была освобождена из-под многометрового слоя окаменевшего вулканического пепла и лапилли. Город лежал в развалинах, но многие строения остались почти неповреждёнными. Стены многих домов были расписаны фресками, и их краски всё так же ярко сияли на стенах, как и в день катастрофы. Полы украшали чудесные мозаики, кое-где сохранились украшенные статуями фонтаны.

Впервые у людей появилась возможность увидеть настоящий античный город, словно на машине времени перенесясь на его улицы. Путешественники со всех концов света устремились в Помпеи. Среди них был и русский художник Карл Павлович Брюллов, написавший после знакомства с древним городом свою знаменитую картину. Раскопки в Помпеях продолжаются и сегодня, и каждый год приносит новые открытия.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Раскопанный город казался миражом из далёкого прошлого. Всё в нём хранило следы жизни: на стенах виднелись рисунки и надписи, сделанные поклонниками актёров и гладиаторов; в комнатах стояла мебель, в ларцах сверкали украшения; на столах лежала посуда с засохшими остатками еды. На порогах мозаикой была выложена латинская надпись «Have» – «Здравствуй», а перед одним из домов надпись заботливо предупреждала: «Cave canem!» – «Берегись собаки!».

Археологи увидели почти не тронутые временем форум (главную площадь), храмы, театры, рынки, таверны, термы (бани), гимнастические залы и гладиаторскую школу, а также множество мастерских, скромных жилых домов и роскошных вилл. Эти памятники подробно и достоверно рассказали о жизни богатого провинциального города римской империи.

АРХИТЕКТУРА ПОМПЕЙ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Помпейские улицы были вымощены плитами из застывшей лавы. Две главные улицы, одна из которых шла с севера на юг, а другая – с запада на восток, пересекались под прямым углом. Остальные улицы были проложены параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов правильной прямоугольной формы.

По краям улиц шли узкие тротуары для пешеходов, а на перекрестках на мостовых сохранились заботливо уложенные выступающие плиты, чтобы люди могли перейти дорогу в дождь, не замочив ног. Плиты располагались так, чтобы между ними могли проезжать повозки. Так же продуманно была устроена система стоков и водопровод.

Центром городской жизни был форум (главная площадь), окружённый базиликами, храмами, зданиями городской курии, архива-табулария, рынка. В южной части города, на склоне холма, находился большой театр, вмещавший 5 тыс. зрителей. В юго-восточной части Помпей сохранился амфитеатр для гладиаторских боёв, рассчитанный на 20 тыс. зрителей. Это самый древний из всех ныне известных амфитеатров. Он был возведён в 80 г. до н. э., более чем за 150 лет до знаменитого Колизея.

У городских ворот размещались гостиницы, лавки, конюшни. В городе были также термы (бани) и трактиры. Дома в Помпеях был одно- или двухэтажными. Сохранившиеся в городе инсулы (многоквартирные дома) и роскошные виллы дают представление о том, как были устроены типичные римские жилища.

ЖИЛЫЕ ДОМА

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Чтобы защититься от палящего солнца и уличного шума, во внешних стенах домов почти не делали окон. Помпейские жилища обычно выходили на улицу глухими стенами, особенно в первом этаже: оконное стекло было редким и дорогим. Зато внутренние дворики были залиты светом.

Главной (а долгое время и единственной) частью дома был атриум (атрий) – просторный парадный вестибюль. В потолке атриума оставляли прямоугольное отверстие (комплювий), через которое в дом проникали солнечные лучи и дождевая вода. Вода собиралась в прямоугольный бассейн в полу атриума – имплювий.

Крышу атриума обычно поддерживали четыре колонны, стоявшие по углам бассейна-имплювия. Перпендикулярные стенам перегородки или занавеси создавали подобие отдельных помещений для членов семьи. Позднее они превратились в самостоятельные комнаты, выходившие в атриум.

Атриум был центром семейной жизни: здесь встречали гостей, совершали религиозные обряды (в атриуме находился алтарь домашних богов – ларарий), хозяйка ткала одежды домочадцам. К атриуму примыкали таблиний (кабинет хозяина дома) и алы (гостиные). Здесь хранились изображения предков и военные трофеи.

Римляне часто украшали атриумы статуями. В развалинах атриума одного из домов нашли бронзовую фигурку Фавна – римского божества полей и лесов. В честь этой находки строение назвали «Домом Фавна». Сейчас учёные считают, что статуя изображает не Фавна, а сатира, танцующего сатиреллу. Дом также украшали мозаики с изображением сатиров и дионисийских сюжетов (козлоногие лесные существа сатиры входили в свиту бога Диониса, которого римляне называли Вакхом). Обитатели дома - представители древнего оскского рода Садириев (на латинский лад Садирий звучит Сатриус), вероятно, возводили свой род к мифическому сатиру. Большинство найденных в Помпеях скульптур находится сейчас в музее города Неаполя.

Со 2 в. до н.э., когда римляне завоевали Грецию, атриум был дополнен перистилем – внутренним двориком, окружённым открытыми колонными галереями. Вход в дом, атриум, таблиний и перистиль находились на одной оси. В перистиль выходили кубикулы (спальни), комнаты для дневного отдыха и триклиний.

В триклинии – помещении для трапез – слуги ставили невысокие переносные столы, подле которых, образуя букву «П», стояли три ложа (клинэ). С четвёртой стороны подходили рабы, подававшие кушанья. На клинэ – по три человека на каждом – возлежали пирующие. Поэтому римляне любили говорить, что лучшее количество гостей начинается с числа Граций (то есть с трёх) и заканчивается числом Муз (девятью).

В богатых домах рядом с перистилем могли быть залы для бесед, библиотеки, где на специальных полках хранились свитки, картинная галерея, ванная комната. Победоносные военные походы в греческие земли и на Восток привили римлянам вкус к красивым вещам и комфорту. В домах появились мраморные и бронзовые статуэтки, изящные вазы, дорогие ткани, мебель с драгоценной отделкой. Ножки мебели часто делались в виде лап животного или птицы.

В перистиле цвели сады, стояли статуи, журчали струи фонтанов, в маленьких каменных бассейнах плескались рыбки. Здесь помпеяне отдыхали, обедали, наслаждались неторопливой беседой, любуясь деревьями и цветами и слушая пение птиц.

ФОНТАНЫ И НИМФЕИ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Фонтаны устанавливались не только в перистилях домов и вилл, но и на перекрёстках улиц. Римляне издавна почитали воду. Они верили, что не только в природных ключах, бьющих из земли, но и в искусственных, созданных человеком фонтанах живут нимфы. Само слово «фонтан» происходит от имени римского бога источников – Фонта. Для фонтанов устраивали особые глубокие ниши, украшенные драгоценными мозаиками и статуями. Они назывались нимфеями. Нимфеи были своеобразными алтарями в честь божеств – покровителей воды. В дни фонтаналий – священных празднеств, посвящённых богу Фонту, нимфеи украшали пышными цветочными гирляндами.

СТИЛИ ПОМПЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Помпеи сохранили для нас уникальные образцы древнеримской живописи. Самые большие и богатые помпеянские дома – виллы – поражают изысканным и причудливым убранством. Полы в них были выложены мозаиками – здесь были и простые узоры из белой гальки, и сложные многофигурные картины (в их числе знаменитая «Битва Александра Македонского с Дарием» из Дома Фавна). Другие мозаики изображали плывущих рыб, летящих птиц, встречались и «обманки» – очистки фруктов на полу, неподметённый мусор. Подобные обманки можно было увидеть иногда и на фресках, украшавших стены.

По помпеянским фрескам можно изучать историю римской живописи со 2 в. до н.э. по 1 в. н.э. Художники с неистощимой фантазией покрывали стены комнат изысканными узорами, в которые вплетались разнообразные картины. В конце 19 в. немецкий археолог и историк искусства Август Мау выделил четыре «стиля» помпейской живописи, или, точнее, четыре системы украшения домов. Этой классификации в целом придерживаются и современные историки искусства. Первый – инкрустационный – стиль развивался в пер. со 2 в. до н.э. – до 80 г. до н.э.; второй – архитектурно-перспективный – с 80 по 13 гг. до н.э.; третий – канделябрный – с конца 1 в. до н.э. по начало 1 в. н.э.; четвертый стиль – во второй половине 1 в. н.э.

ЖИВОПИСНЫЕ ИЛЛЮЗИИ

Росписи первого стиля (2 в. до н.э. – ок. 80 г. до н.э.) имитируют кладку стены из драгоценных цветных мраморов. Живописная иллюзия усиливается тем, что «каменные блоки», написанные живописцем, рельефно выступают из стены (выступы вылеплены из гипса, между ними проложены желобки). Так же рельефно вылеплены, а затем расписаны колонны, карнизы, приоткрытые двери.

Росписи второго, архитектурно-перспективного, стиля (80 - 13 гг. до н.э.) словно заставляли исчезнуть стены, вместо которых представали убегающие вдаль колоннады, портики, беседки, манящие прохладой прекрасные сады. Комнаты, расписанные пейзажами, казались просторнее, глухие стены словно превращались в «окна» с видами роскошной фантастической архитектуры и цветущей природы. Это придуманное пространство – обманчиво близкое, почти осязаемое, но ускользающее и недостижимое – словно открывало волшебное окно в сказочный мир.

Третий стиль, расцветший в блестящую эпоху императора Августа, получил название за особенно любимые художниками изображения высоких и тонких, нарядно изукрашенных колонн, похожих на канделябры. В это время Древний Египет был завоеван римлянами, и египетские мотивы входят в помпейскую живопись.

Росписи четвертого стиля особенно роскошны и фантастичны, они буквально «разрывают» плоскость стен.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

Начиная со второго стиля, художники писали на стенах помпейских домов различные сценки: бытовые, а чаще всего – мифологические. Разбогатевшие домовладельцы – как правило, ветераны (бывшие воины), участвовавшие в победоносных походах, – желали запечатлеть на стенах воспоминания об удивительных чудесах дальних земель и увидеть самих себя в роли легендарных героев – Геракла, Ахилла, Одиссея.

Обрамленные орнаментальными полосами, запечатлённые сюжеты были подобны вставленным в раму картинам. На стене Дома Трагического Поэта художник написал эпизод Троянской войны: чтобы отплыть в Трою, греки-ахейцы должны принести в жертву богине Артемиде Ифигению – дочь царя Агамемнона. Девушку несут к жертвенному алтарю, она простирает вверх руки, моля богов о пощаде. Никто ещё не знает, что Артемида спасёт Ифигению и сделает её своей жрицей.

Другая сцена представляет могучего ахейского героя – Ахилла – и его прекрасную пленницу Брисеиду в окружении воинов. Именно ссора из-за Брисеиды с предводителем ахейцев Агамемноном, который отнял её у Ахилла, ускорила трагический финал Троянской войны. Воины и старейшины за спиной Ахилла похожи на помпеян – современников хозяина, как и девушка, обернувшаяся к зрителям с печальной и одновременно лукавой улыбкой.

ВИЛЛА МИСТЕРИЙ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
На одной из самых роскошных помпеянских вилл были обнаружены замечательные фрески (середины 1 в. до н.э.), сюжет которых дал название всему дому: теперь он известен как Вилла Мистерий. Вилла принадлежала древнему и знатному самнитскому роду Истацидиев. Выходившая на море терраса виллы возведена на высоком цоколе, что позволило разбить перед террасой чудесный сад.

Стены триклиния (трапезной) Виллы Мистерий опоясывает широкой лентой живописный фриз, погружающий зрителя в атмосферу таинственного обряда-мистерии в честь бога виноделия и плодородия Диониса. Фрески относят ко второму стилю помпейской живописи. К таинствам Диониса допускались лишь избранные, поэтому историки предположили, что хозяйка дома была жрицей этого бога.

Сцена мистерии бесконечно длится на стене. Окружая находящихся в комнате людей со всех сторон, персонажи фресок словно вовлекают их в число посвященных в великие дионисийские таинства. Сцены мистерий обрамлены сверху и снизу лентами фризов, имитирующих мраморную облицовку стен.

ПОРТРЕТЫ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
На фресках Помпей можно увидеть и лица жителей города. На рубеже древней и новой эры, словно в противовес кровопролитным войнам и жестокости борьбы за власть, римские живописцы воссоздают мир человеческих чувств и мечтаний, сцены любви и семейного единения.

Так, на стене Дома Теренция Неона запечатлён портрет молодых супругов. Обветренное лицо мужчины с грубоватыми чертами выдаёт в нём выходца из простонародья, возможно, вольноотпущенника, достигшего достатка неустанным трудом. В руке он крепко сжимает запечатанный свиток с текстом. Его юная жена скорее принадлежит к аристократическому кругу: во всём её облике сквозит утончённая изысканность.

На многих помпеянских портретах люди изображены в момент раздумья или поэтического вдохновения. В эпоху императора Августа увлечение поэзией и философией было всеобщим. Нежно и проникновенно написано лицо девушки-поэтессы. Будто обдумывая строфу, юная помпеянка смотрит перед собой мечтательным, невидящим взглядом. В её левой руке кодекс (покрытые воском деревянные таблички, скреплённые ремешком в своего рода «книгу»), а в правой - стиль (заострённая палочка для письма). Удивительно непринуждённым, естественным жестом поэтесса приложила стиль к губам. Так остался в веках миг поэтической грёзы, пережившей разрушительное время.

© Т.В. Ильина, 2010.