"ОНА ЖИЛА В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ СКАЗКИ"

ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ПОЛЕНОВА


Е.Д.Поленова. Фото Е.Д.Поленова. Ромашки Е.Д.Поленова. Кувшинки Е.Д.Поленова. Кот и лисенок Е.Д.Поленова. Сынко-Филипко Е.Д.Поленова. Эскиз шкафчика Е.Д.Поленова. Настенный шкафчик Е.Д.Поленова. Сказочная дверь. Фрагмент

Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898) – сестра знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, серьёзно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок. Когда-то эта замечательная художница написала критику В. В. Стасову: «Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки – дело большой важности, – я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок».

Именно «чудно» она и сама начала рассказывать взрослым и детям русские сказки в прекрасных рисунках и акварелях. «Мысль, которой я задалась, очень дерзкая, но страшно заманчивая. Хочется в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу. Сюжетами для этого буду брать сказки, песни, различные поэтические поверья и поговорки. Хочется подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живёт и питается воображение русского народа».
Собирая материал для сказок, Елена Дмитриевна проехала по многим русским губерниям, обошла множество северных и подмосковных деревень, изучая одновременно русский крестьянский быт, уклад, нравы и обычаи народа.

В деревнях за художницей обычно шла вереница ребятишек. Чтобы «удержать их в спокойствии», она просила рассказывать ей сказки и тут же записывала текст. «Избушку на курьих ножках» записал по просьбе художницы грамотный крестьянский мальчик, – «мастер сказки сказывать», как говорили о нем его товарищи. Слышал он эту сказку в своей же деревне.

Е.Д.Поленова. Избущка на курьих ножках Е.Д.Поленова. Речка Воря в Абрамцеве Е.Д.Поленова. Белая уточка Е.Д.Поленова. Белая уточка

Первая сказка – «Белая уточка» – была навеяна очарованием прудов старого толстовского сада в Москве, где жила в ту пору семья Поленовых, неспешными утками на воде и сыном Федюшкой – первенцем Василия Дмитриевича Поленова, послужившим моделью для ребяток в гнезде белой уточки.

С «Войной грибов» приходили воспоминания детства. На лето бабушка Елены Дмитриевны, Вера Николаевна Воейкова, увозила двух своих маленьких внучек в Тамбовскую губернию, и эти длинные путешествия на лошадях давали будущей художнице массу поэтических впечатлений от русской природы и русской жизни. В 1896 году по поводу иллюстраций и текста к сказке «Война грибов» она напишет: «Текст « Войны грибов» в этих выражениях я знаю с детства: так говорила нам эту сказку наша бабушка, и я очень любила её всегда. Бабушка вспоминала её большей частью дорогой, во время путешествия, которое совершалось ещё в карете, из Москвы в её Тамбовскую губернию. Проезжая Тамбов, мы въезжали в большой сосновый лес, тогда бабушка обыкновенно рассказывала нам «Войну грибов». Мне до сих пор представляется, что именно в этом лесу есть всякие лесные города и посёлки».

Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.

В 1899 году В. В. Стасов, критик строгий и бескомпромиссный, увидав сказку «Война грибов» (изданную весьма посредственно), пришёл в полный восторг и воскликнул: «Этот род – именно Ваш, Ваш собственный, и именно в нём Вы произведёте всё Ваше самое замечательное».

Некоторые её идеи оформления и подхода к книге впоследствии были развиты художниками объединения «Мир искусства», а такие мастера, как И. Билибин, С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин, считали себя её учениками и последователями.

А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».
Сказки Елены Дмитриевны – это не вымышленный мир с совершенно вымышленными героями, это – сама жизнь, в которую просто пришло чудо. Обыкновенное. И всё оживает под кистью художницы. И ты веришь, что могут идти в поход «грузди-ребятушки дружны», потому что идут они по лесной дороге, что поднимается в гору от абрамцевской террасы к Хотьковскому монастырю.

Пейзажи, на фоне которых происходит сказочное действо – маленькие шедевры, полные лиризма, лёгкости, очарования и подлинного мастерства.

Высочайшую и очень верную оценку сказкам Елены Дмитриевны в 1956 году дал художник К. Ф. Юон в своих воспоминаниях: «Рисунки Е. Поленовой к русским сказкам – чарующие документы о русских детях, о русской народной душе. Примитивный уклад деревенской жизни недавнего прошлого отражён лаконично, правдиво и трогательно. В них слышен голос русской матери, доброй бабушки и любимой няни... Лишённый стилизации, правдивый язык делает их близкими каждому русскому в той же мере, как поэзию Пушкина или музыку Чайковского».

Большая часть «рукотворных» книг и иллюстраций Поленовой хранится в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова.

Н. Поленова