© Т.В. Ильина, 2010.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Города на Руси издавна возводили на холмах, на высоких берегах рек или озёр, где сама природа защищала от врагов. Центральную укреплённую часть города, обнесённую крепостными стенами и башнями, называли до 14 в. детинец, а позднее – кром, или кремль. Внутри кремля находились соборы, княжеский дворец, палаты бояр и служителей церкви. В случае опасности все жители могли укрыться за крепостными стенами. В древности стены вокруг кремлей были деревянными. Между двумя рядами частокола – ограды из остро отточенных кольев – насыпали землю вперемешку с камнями. С 11 в., сначала на севере Руси (в Новгороде, Старой Ладоге, Изборске и Пскове), а затем и в других городах начинают возводить каменные и кирпичные стены. Великолепный архитектурный ансамбль Московского Кремля сложился в конце 15 – 17 вв. В его создании приняли участие русские и итальянские мастера.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Ещё в 11 в. на Боровицком холме, при впадении реки Неглинной в Москву-реку, возникло поселение славян-вятичей. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147 г.) посад городка уже занимал всю верхнюю часть холма, имевшего форму неправильного треугольника. Юрий Долгорукий, которого считают основателем Москвы, всю жизнь добивался Киевского престола, за что и получил своё прозвище. Москва была для него лишь одним из многих городков в глубоком захолустье Владимирского княжества. Но, заботясь об укреплении рубежей, в 1156 г. Юрий Долгорукий отдал приказ построить в Москве «град» – деревянную крепость, окружённую рвом и земляным валом.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

В 1237 г. Кремль был сожжён монголо-татарами. Дальнейшее его развитие связано с возвышением Москвы как столицы Московского княжества, а позднее – Русского государства. Родоначальником династии московских князей стал Александр Невский. Выделив Москву в особый удел, он завещал его своему младшему сыну Даниилу Александровичу. В 1339 г. при Иване Даниловиче Калите – хитром и дальновидном правителе – были возведены дубовые стены и башни. В 1367 г. в княжение Дмитрия Донского Кремль превратился в мощную крепость, окружённую белокаменными стенами. В конце 13 – начале 14 вв. на месте нынешней Соборной площади были заложены первые каменные соборы. Древнейший из них – собор Спаса на Бору (1380) не сохранился до наших дней.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Ансамбль Соборной площади сложился в правление Ивана III. Овдовевший князь женился вторым браком на византийской принцессе, племяннице последнего византийского императора – Софии Палеолог. В 1453 г. Византия, некогда передавшая Руси христианскую веру, была захвачена турками. Многим византийцам пришлось покинуть родину. София Палеолог нашла пристанище в Риме. В 15 в. Рим был одним из центров культуры Возрождения. Возможно, именно София Палеолог, став женой князя Ивана III, посоветовала супругу пригласить в Москву итальянских зодчих. Окончательно укрепила князя в принятом решении случившаяся катастрофа.

Сердцем Московского Кремля издавна был Успенский собор. Здание, возведенное в княжение Ивана Калиты, к 15 в. сильно обветшало. Необходимо было строить новый собор. Но за две сотни лет татаро-монгольского ига традиции строительства больших храмов были во многом утрачены, и новый собор, возведённый в 1472-1473 гг. русскими мастерами Иваном Кривцовым и Мышкиным почти до куполов, внезапно обрушился, и лишь чудом никто не погиб. Катастрофа случилась вечером, когда строители закончили работу и разошлись по домам. Даже мальчишки, лазавшие по сводам, успели в последний момент спрыгнуть на землю. Было ли причиной землетрясение, о котором упоминает летопись, или скрепляющий камни раствор оказался слишком жидким и непрочным, но Иван III решил больше не рисковать. Князь пригласил в Москву итальянских зодчих.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Успенский собор Московского Кремля возведён архитектором из города Болоньи Аристотелем Фиораванти. По замыслу Ивана III и московского митрополита главный собор Кремля должен был своими формами зримо напоминать Успенский собор во Владимире, но превосходить его размерами. Этим утверждалась роль Москвы как прямой преемницы Владимиро-Суздальской, а через неё – и Киевской Руси, хранящей и приумножающей древнее наследие.

В 1474 г. Аристотель Фиораванти отправился во Владимир, чтобы осмотреть древний собор. Восхищённый совершенной красотой владимирского Успенского собора, зодчий принял его за творение итальянских мастеров. Летописец запечатлел восклицание Фиораванти: «Наши строили!», немало позабавившее его русских спутников. Изучая владимиро-суздальскую архитектуру, итальянский зодчий сумел проникнуться ее подлинным духом. Собор был возведён к лету 1479 г.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Успенский собор в Московском Кремле продолжает традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Это крестово-купольный храм, тип которого сложился еще в Византии: квадратное в плане здание, в центре которого четыре мощных столба, соединённых арками, держат купол, укреплённый на круглом (иногда многоугольном) барабане. Центр храма, над которым возвышается купол, называют средокрестием: отходящие от него в стороны рукава, перекрытые сводами, образуют в плане крест. Стены Успенского собора с внешней стороны обходит легкий аркатурно-колончатый пояс. Этот кружевной узор – декоративные арки, опирающиеся на тонкие колонки, – издавна украшал и владимиро-суздальские храмы.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

При строительстве собора Аристотель Фиораванти использовал технические достижения эпохи Возрождения, а древней конструкции крестово-купольного храма придал новый образный смысл. Он заменил традиционные массивные квадратные столбы под куполом, разбивавшие внутреннее пространство на отдельные тесные ячейки, на круглые колонны – и внутреннее пространство собора стало просторным, светлым и цельным, как дворцовый зал. Летописец записал: собор походил на огромный кристалл, созданный самой природой («как един камень»). Его интерьер, по свидетельству летописи, поразил всех «величеством и высотою, светлостью и звонностью, и пространством». Собор расписал фресками и украсил иконами тогда еще молодой, а впоследствии прославленный мастер Дионисий. До наших дней дошли лишь несколько фрагментов росписей Дионисия на ограде перед алтарём. В Успенском соборе впоследствии венчались на царство русские государи и находились захоронения митрополитов.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Благовещенский собор (1484-1489), ставший домовой церковью русских царей, и небольшую церковь Ризположения (1484-1488) возвели псковские мастера. В 1505 г., уже после смерти Ивана III, было начато строительство Архангельского собора, который стал великокняжеской, а позднее царской усыпальницей. Зодчий Алевиз Новый, сохранив традиционную конструкцию крестово-купольного храма, придал ему облик нарядного итальянского палаццо. Два ряда окон и горизонтальная полоса карниза посредине создают впечатление двухъэтажного здания; стены завершены декоративными раковинами.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин) и Пьетро Антонио Солари возвели каменный Государев дворец с Грановитой палатой (1487-91). Вертикальной доминантой Кремля и всей Москвы стала церковь-колокольня Иоанна Лествичника, известная как «Иван Великий» (1505-08, архитектор Бон Фрязин). Византийский святой Иоанн Лествичник в своём сочинении «Лествица, возводящая к небесам" говорил о лествице (лестнице) из 30 ступеней, по которой человек, совершая добрые дела и совершенствуясь духовно, восходит к Небу. Устремлённая ввысь башня колокольни являла зримый образ этой чудесной лествицы.

За колокольней, на Ивановской площади, в древности располагались приказы – органы центрального управления, что-то вроде современных министерств. Из приказов выходили к народу дьяки, читавшие царские указы и ответы на жалобы. Зычными голосами они должны были перекричать шумную толпу. Отсюда пошло выражение: «кричать на всю Ивановскую».

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

C учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской (прежде всего североитальянской) фортификации были возведены новые стены и башни Кремля из красного кирпича (1485-1495; архитекторы Марко Руффо, Антонио Джиларди, Пьетро Антонио Солари, Алоизо ди Каркано). Протяжённость кремлевских стен – 2235 м, толщина – от 3,5 до 6,5 м, высота – от 5 до 19 м. С наружной стороны стены прикрывают 1045 двурогих зубцов (т. н. «ласточкины хвосты»). Стены укреплены 18 башнями, шесть из них имеют проездные ворота (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская). Под Тайницкой башней проходил тайный ход к Москве-реке. В 1435-1438 гг. были возведены две угловые башни – Водовзводная и Беклемишевская. Угловые башни были круглыми, остальные – прямоугольными. Главный въезд в Кремль проходил через Фроловскую (ныне Спасскую) башню. В 16 в. она была надстроена и украшена часами со звоном.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Вдоль стен Кремля, выходящих на Красную площадь, был вырыт глубокий ров, заполнявшийся водами из Москвы-реки и Неглинной. Кремль превратился в неприступный остров, окружённый со всех сторон водой. Через ров были перекинуты каменные мосты, подступы к ним защищали мощные башни. До наших дней сохранилась лишь одна из них – Кутафья башня. На мосту, перекинутом через ров к Спасской башне, издавна были лавки, торговавшие книгами, гравюрами, лубочными картинками. Рукописные книги были очень дороги, купить их могли только очень состоятельные люди. Но посмотреть их за небольшую плату торговцы разрешали всем желающим. Так на Спасском мосту возникли первые библиотеки.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Ров был засыпан лишь в начале 19 в., когда Москву восстанавливали после пожара 1812 г. План масштабной реконструкции города разработал архитектор Осип Иванович Бове. По проекту Бове у северной стены Кремля устроили Александровский сад (1819-1822), а протекавшую здесь Неглинку загнали в подземные трубы. Тогда же осушили болото на месте нынешней Театральной площади. Возведённое О.И.Бове здание Большого театра (1821-1825) в сильно перестроенном виде сохранилось до наших дней.

При первых царях из династии Романовых были построены Теремной дворец (1635-1636, архитекторы Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков) и дворцовые церкви, в 1650-х гг. - Потешный дворец, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов. В 1680-е гг. кремлёвские башни (кроме Никольской) были завершены высокими шатровыми кровлями.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

При Петре I началось строительство Арсенала (1702-1736, архитекторы Х. Конрад, Д. Иванов, М. Чоглоков и др.), кремлёвские стены и башни были усилены земляными бастионами. В 1776-1784 гг. рядом с Арсеналом было сооружено здание Сената (архитектор М. Ф. Казаков). В 1830-40-х гг. были возведены Большой Кремлёвский дворец (1839-1849) и Оружейная палата (1844-1851; оба здания - архитектор К. А. Тон). В 20 в. в Кремле был построен Дворец съездов (1959-1961, архитектор М. В. Посохин и др.), на пяти башнях установлены рубиновые звёзды (1935-37). В Кремле выставлены выдающиеся памятники русского литейного искусства – Царь-пушка (1485) и Царь-колокол (1733-1735).

открыть крупное изображение в новом окнеоткрыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне


© Т.В. Ильина, 2010.