Выход на главную страницу























ЕГИПЕТ - ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне Высоко в горах, в центре жаркой Африки берет начало самая длинная река в мире – Нил. Постепенно набирая силу, она медленно и величаво несет свои воды к Средиземному морю. Вблизи моря Нил разливается на множество рукавов, которые обильно питают водой окрестные земли. Эту область треугольной формы называют Дельтой. В древности здесь был зеленый, наполненный цветущей жизнью оазис.

Каждый год нильские воды широко разливались, оставляя на берегах толстый слой чёрного плодородного ила. На берегах Нила с незапамятных времён селились люди. Они называли свою страну «Та-Кемет» – «Чёрная земля», то есть земля плодородная, приносящая богатый урожай, в отличие от красных песков мёртвой пустыни. Позднее греки стали именовать Та-Кемет Египтом. На берегах Нила сложилась одна из самых древних цивилизаций на земле.

НИЖНИЙ И ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне В каждом городе Древнего Египта верили в своих богов и по-своему рассказывали о сотворении мира и человека. Около 3000 г. до н.э. Нижний (область Дельты) и Верхний Египет были объединены в одно государство, и начал складываться общий пантеон богов, хотя местные верования сохранялись еще сотни лет.

Символом Верхнего Египта был цветок лотоса, Нижнего Египта – папирус (разновидность тростника с треугольным стеблем). Папирус также служил египтянам материалом для письма. С его толстых стеблей срезали кожуру, а белую мякоть разрезали на полоски, которые спрессовывали в несколько слоёв, затем склеивали в длинные рулоны и сворачивали в свитки.

МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне Египетская мифология – одна из самых древних на Земле. Она начала складываться в первобытную эпоху, когда главным занятием любого племени была охота. Зверь был для первобытного охотника воплощением грозной силы и ловкости, животным поклонялись как божествам. Члены каждого рода считали себя потомками предка-зверя (волка, медведя и др.). Этот зверь становился для племени тотемом – ему поклонялись, приносили жертвы и просили о помощи, веря в его магическую силу.

Возможно, поэтому в египетских мифах, сохранивших отголоски верований в животных-предков, боги изображались в виде зверей, птиц, змей, насекомых, а позднее – в виде людей со звериными головами.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне




СОТВОРЕНИЕ МИРА

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне Египетские мифы рассказывают, что в начале времён был лишь бесконечный океан Нун. Неподвижны были его воды, безмолвие и кромешная тьма царили кругом. Но однажды воды Нуна расступились, и из них вышел великий бог Атум. Он воздвиг первый кусочек земли – первобытный холм Бен-Бен, а затем создал бога ветра Шу и богиню влаги Тефнут, выплюнув их изо рта. Чудесный лотос расцвел на поверхности воды, и из цветка вылетел бог солнца Ра, озарив все вокруг золотым сияющим светом.

У Шу и Тефнут родились дети: Геб – бог Земли и Нут – богиня Неба. Они появились на свет крепко обнявшимися и стали супругами. Но потом Геб узнал, что Нут каждое утро поедает своих детей – звёзды, и страшно разгневался на богиню Неба. Всю вселенную потрясла их ссора, и Ра повелел богу Шу расцепить супругов. Шу произнес заклинание, завыл ураганный ветер и разорвал объятья Геба и Нут. Небо, изогнувшись, поднялось высоко над Землёй.



НИЛ ЗЕМНОЙ И НИЛ НЕБЕСНЫЙ

Египтяне почитали великую реку Нил в образе доброго бога Хапи, которого считали сыном первобытного океана Нуна. Бога, питавшего египетские земли влагой и обеспечивавшего обильные урожаи, изображали в виде толстого мужчины в короне из стеблей папируса с сосудами воды в обеих руках.

Нил был для египтян главной водной дорогой, по нему передвигались на лёгких лодочках из тростника. И небо тоже представлялось египтянам в виде огромной реки. Подобно земному Нилу, текущему среди песков, она несёт свои воды высоко в небесах. Солнце, луна и звезды в египетских мифах плавают по небесному Нилу в ладьях.

ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ

Бог Ра и его свита перевозят солнечный диск в чудесной золотой ладье. Так было и будет всегда, поэтому эту лодку египтяне называли «Ладьёй Вечности». Египетские мифы рассказывали, что бог солнца каждый день перевозит солнечный диск в ладье по небосклону.

Утром он в виде жука-скарабея Хепри катит по небу восходящее солнце. В полдень бог Ра – солнце в зените – парит в небе соколом (его изображали также в виде человека с соколиной головой или барана). Бог заходящего солнца Атум представал человеком в короне, а иногда змеёй или похожей на змею рыбой – угрем.

ПУТЕШЕСТВИЕ СОЛНЕЧНОЙ ЛАДЬИ

Утром ладья выплывает из-за горизонта на востоке, яркие лучи освещают землю, и начинается новый день. Вечером солнечная ладья опускается к горизонту и скрывается за вершинами западных гор.

Весь мир застилает ночная тьма. В это время на небо выплывает лунная ладья, а Ра с другими богами продолжает свое путешествие. Египтяне верили, что глубоко под землёй течет подземный Нил, подобно тому, как по небу несёт свои воды Нил небесный.

Множество опасностей подстерегает богов во тьме подземного мира. Двенадцать ворот преграждают путь ладье, и каждый участок между вратами надо проплыть ровно за один ночной час (в египетском часе было не 60, как у нас, а 40 минут). Все ворота охраняют грозные стражи, которых можно усмирить лишь волшебными заклинаниями. Эти заклинания знает бог Упуаут. Египтяне изображали его в виде волка.

За третьими вратами покоятся мёртвые в своих гробницах. Когда Ладья вечности проплывает мимо, луч света касается их глаз, и покойники, весь день томившиеся во тьме, встают из могил, радостно приветствуя Ра.

БОЙ СО ЗМЕЕМ

открыть крупное изображение в новом окне Ладья медленно плывёт дальше. Вдруг у последних ворот раздаётся страшный шум, и вода стремительно исчезает, словно в водовороте. Её выпил чудовищный змей Апоп – исчадие тьмы, главный враг солнечного бога. От его страшного рёва на ладью сыплются со скал камни.

Боги отважно бросаются в бой. Змей, пронзённый их копьями и мечами, истекая кровью, уползает в своё логово. Так каждую ночь боги сражаются со змеем, и египтяне молятся, чтобы они одержали победу, иначе солнечная ладья так и останется под землёй, и тогда солнце не взойдёт, и не наступит новый день.





ТОТ - БОГ МУДРОСТИ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне Все египтяне почитали бога мудрости Тота. Его изображали в виде птицы ибиса или человека с головой ибиса. В египетских мифах говорится, что именно этот бог изобрел иероглифы. А еще хитроумный Тот однажды помог богине неба Нут найти выход из, казалось бы, безвыходного положения.

Солнечный бог Ра страшно разгневался на богиню за непослушание. Чтобы наказать Нут, он проклял все дни года, сказав, что ни в один из дней богиня не сможет родить детей. Горестно зарыдала богиня Неба, но Тот вызвался ей помочь.








РОЖДЕНИЕ ВЕЛИКИХ БОГОВ

открыть крупное изображение в новом окне Хитроумный бог отправился в гости к хранительнице времени – Луне. В древности египтяне делили год не на четыре времени года (зиму, весну, лето и осень, как мы), а на три. Их называли Время разлива Нила, Время всходов и Время урожая. А в году было 360 дней.

Тот предложил Луне сыграть в шашки, а ставкой в игре стала часть лунного дня – ведь больше у Луны ничего не было. Бог мудрости, конечно, одержал победу в игре, а затем выиграл ещё раз, и ещё, и ещё… Наконец, когда подсчитали его выигрыш, оказалось, что он выиграл у Луны целых пять дней. Эти пять дней Тот прибавил к лунному году, и с тех пор в году стало 365 дней, как остаётся и поныне.

Выигранные дни хитроумный Тот посвятил солнечному богу Ра, чтобы он не гневался. Ра благосклонно принял подарок. И в эти пять дней, на которые не распространялось проклятие солнечного бога, у Нут родились дети – великие боги и богини: Осирис, Гор Бехдетский, Сет, Исида и Нефтида.













ИСИДА И ОСИРИС

открыть крупное изображение в новом окне Мифы рассказывают, что первым царём Египта был бог Земли Геб. Устав царствовать, он передал престол своему сыну Осирису. Осирис дал людям справедливые законы, научил их пахать землю, строить города и оросительные каналы, проводившие нильскую воду к полям.

Его жена Исида – богиня любви, материнства и колдовства – научила людей совершать священные обряды в честь богов и делать амулеты, охранявшие от болезней и бед. Все любили и славили Осириса. Лишь его злобный брат Сет – властитель бесплодной пустыни и смертоносных бурь, завидуя Осирису, мечтал погубить его.

Египтяне изображали Сета в виде чудовища с ослиными ушами, огненно-рыжими, цвета красных песков пустыни, волосами и оскаленной пастью с острыми зубами. Царица Эфиопии Асо – красавица с чёрной душой – помогла Сету придумать коварный план.





ПИР ВО ДВОРЦЕ СЕТА

Вскоре к Осирису явился гонец от Сета с приглашением на пир. Пир во дворце Сета удался на славу. А когда веселье было в самом разгаре, хозяин велел принести в зал великолепно украшенный сундук. Гости (царица Асо и злобные демоны) стали дружно восхищаться драгоценным изделием.

«Что ж, – воскликнул Сет, – я готов подарить это сокровище кому-нибудь из вас, но, чтобы никому не было обидно, сделаем так: ложитесь по очереди в сундук, и тот, кому он подойдет по размеру, станет его хозяином!»

Гости устремились к сундуку, но одному он оказывался мал, другому узок, третьему широк. И лишь Осирису сундук оказался точно впору – ведь Сет тайно узнал все размеры тела брата. Как только Осирис оказался в сундуке, Сет с демонами со злобным хохотом захлопнули крышку, крича: «Радуйся, Осирис! Этот сундук теперь навеки твой – он станет твоим саркофагом!». Заколотив крышку гвоздями, они бросили ящик в воды Нила, и течение великой реки понесло его к морю.

СТРАНСТВИЯ ИСИДЫ

Узнав о предательстве Сета, богиня Исида с плачем отправилась искать Осириса. 70 дней без воды и пищи она скиталась по египетской земле, расспрашивая людей о своем муже. Но никто не мог ей помочь. Наконец дети, игравшие на берегу Нила, рассказали богине, что видели проплывший мимо сундук. Они слышали, что кто-то бился и кричал внутри него.

Исида поспешила вниз по течению реки. Она нашла сундук, запутавшийся в кустах в Дельте Нила, но Осирис был уже мёртв. Богиня оплакала мужа и спрятала его останки в болотах Дельты, а сама отправилась за своей сестрой Нефтидой, чтобы с почестями похоронить Осириса.

НОВОЕ ЗЛОДЕЯНИЕ СЕТА

На беду Сет, охотившийся в Дельте, заметил среди ветвей блеск золота. Подойдя поближе, он увидел сундук с останками Осириса. Даже мёртвый бог вызывал его ненависть. В ярости Сет разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по египетской земле, чтобы Исида не смогла похоронить мужа, а люди не приносили бы даров к его гробнице.

И Исида с Нефтидой нашли лишь окровавленный пустой сундук. 70 дней с плачем скитались богини по Египту, собирая по кускам тело Осириса, и наконец нашли все, кроме одного фрагмента, который упал в воду, и его съели рыбы.

САМАЯ ПЕРВАЯ МУМИЯ

открыть крупное изображение в новом окне Исида соединила части тела Осириса, а недостающий кусок слепила из глины. Затем владычица колдовства произнесла страшное заклинание, обернулась коршуном и взмахнула крыльями. Разбушевалась страшная буря, деревья и дома взлетали в воздух, и тело Осириса, сращённое силой нечеловеческой любви Исиды и её волшебных чар, поднялось с земли.

Сын Нефтиды бог Анубис помог Исиде срастить и сохранить тело Осириса, обработав его бальзамами (целебными маслами и отварами трав). Так была создана первая мумия, а Анубис стал богом бальзамировщиков – изготовителей мумий. Египтяне изображали Анубиса в виде шакала или шакалоголового человека.

Воскресший Осирис уже не был прежним, он не мог больше жить среди людей и по решению богов стал властителем подземного царства мёртвых. Исида же укрылась в зарослях Дельты, и там у нее родился сын Хор.

ПОЕДИНОК ХОРА И СЕТА

Сын Исиды Хор рос среди болот Дельты, вдали от царского дворца, где восседал теперь на троне подлый убийца Осириса Сет. Возмужав, юноша вызвал Сета на бой, чтобы отомстить за отца. Первый бой закончился для Хора неудачно – Сет вырвал у него глаз и разрубил его на 64 части. Но бог мудрости Тот срастил и исцелил глаз сына Исиды. Поэтому египтяне изготавливали амулеты в виде глаза и верили в их исцеляющую силу.

Отважный Хор снова и снова бился с Сетом и неизменно одерживал победу, но каждый раз раненный Сет превращался в змею, крокодила или гиппопотама и ускользал в своё логово. Наконец боги назначили последний поединок, который должен был стать решающим. Хор и Сет должны были сражаться на ладьях. Злобный и глупый Сет вытесал ладью из камня, чтобы она была как можно прочнее. А Хор по совету Исиды сделал ладью из лёгкого тростника и сверху обмазал её гипсом, так что она тоже казалась каменной.

Ладья Сета сразу же пошла на дно, но злобный бог обернулся гиппопотамом и ринулся на Хора. У храброго юноши уже был наготове гарпун, но тут бог Ра прекратил поединок. Он не мог допустить гибели одного из богов. Победу присудили Хору, и он воцарился на троне своего отца Осириса как его законный наследник.

ОБОЖЕСТВЛЁННЫЕ ЦАРИ

Египтяне верили, что Хор живёт в теле правителя Египта – фараона, а когда царь умирает и отправляется к Осирису в загробное царство, бог воплощается в теле нового царя. Поэтому фараонам поклонялись как живым божествам.

В обязанности фараона входило принесение жертв и исполнение священных обрядов в честь богов. Сила и здоровье царя были важны для всего государства, поскольку от них, согласно египетским верованиям, зависели плодородие земли, обильные урожаи и благоденствие страны. Когда наступало время разлива Нила, царь бросал в воду свиток папируса с приказом реке начать разливаться. Если в Египет приходили голод и болезни, это означало, что фараон плохо выполняет свои обязанности или его могущество ослабло.

ПРАЗДНИК ХЕБ-СЕД

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне Чтобы продлить молодость фараона, через 30 лет после начала его правления (а иногда и раньше) в Египте справляли праздник хеб-сед, во время которого волшебным образом обновлялись силы царя, он как бы заново рождался. В дальнейшем этот праздник устраивали каждые три года.

Во время праздника хеб-сед статую фараона обматывали бинтами, как мумию, и «хоронили» (помещали в гробницу), а царь считался заново рождённым. Важным обрядом во время хеб-седа был бег царя наперегонки с быком. Этот священный бег на глазах у всего народа был призван показать, что правитель вновь находится в расцвете сил, а значит, и Египет будет также процветать.



ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ

Бог Осирис, предательски убитый Сетом, победил смерть и возродился к новой жизни, дав каждому человеку надежду на бессмертие. В древнейшие времена египтяне верили, что только фараон может возродиться, подобно Осирису. Позднее стали считать, что обрести бессмертие может каждый человек.

Чтобы умерший мог уподобиться воскресшему богу, к его имени добавляли слово «Осирис», называя его Рамсес-Осирис, Тутмос-Осирис и т.д.

Египтяне верили, что, покидая земной мир, человек переселяется в «Поля Иалу» («Поля Камыша») в царстве Осириса. Жизнь в Полях Иалу течёт так же, как на земле, но не терзают там человека ни болезни, ни горести, ни тревоги; там нет смерти – она осталась позади, а впереди ждёт вечная жизнь в довольстве и радости.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне С самых ранних лет египтянин готовился к этой вечной жизни. Фараоны и вельможи строили великолепные гробницы – дома, в которых будут «жить» их мумии (тела, сохраненные для вечности с помощью целебных бальзамов). Эти гробницы возводились в виде огромных пирамид или вырубались в скалах.

Египтяне верили, что у человека, помимо тела, есть пять «душ»: Ка, Ба, Ах, Шуит и Рен. О душах Ах (Сияние) и Шуит (Тень) пока известно немного. Ка – невидимый двойник человека. Мы говорим: «Похожи, как две капли воды». Египтянин сказал бы: «Похожи, как две руки». Поэтому двойника-Ка иногда изображали в виде человека с двумя поднятыми руками над головой.

После смерти египтянина его Ка живет в гробнице и питается жертвами, которые приносят родные покойного. Ба – жизненная сила египтянина; она вылетает изо рта умирающего, чтобы потом вернуться к мумии хозяина и оживить его для вечной жизни в загробном мире. Ба изображали в виде сокола с человеческой головой.

ПЕРВЫЕ В МИРЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ

Если мумия все-таки разрушится, Ба войдет в каменное подобие человека – его статую. Именно поэтому статуям придавали портретное сходство: Ба должна узнать своего хозяина, не перепутать его с другим человеком. Египетские скульпторы создали древнейшие в мире портреты, запечатлевшие индивидуальные, неповторимые особенности фараонов и вельмож.

На статуе обязательно писали имя. Египтяне верили, что в имени (Рен) человека также заключена одна из душ. Знание имени дает власть над его хозяином (не только над человеком, но даже над богом или чудовищем загробного мира).

В ЦАРСТВЕ ОСИРИСА

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне Каждый египтянин мечтал попасть после смерти в Поля Иалу в царстве Осириса, но прежде он должен был предстать перед судом великих богов. Вот как представляли египтяне путешествие умершего по загробному миру…

Когда Ба покойного возвращалась к мумии, навстречу ей сквозь ложную дверь, нарисованную на стене гробницы, выходил двойник Ка. Умерший оживал и переступал порог загробного мира – Дуата.

Как же найти дорогу в зал загробного Суда? Особые священные тексты (историки назвали их «Книгами мёртвых») подробно описывали, где в Дуате огненные реки, а где зелёные оазисы; какие чудовища охраняют ворота. Тексты перечисляли все имена-Рен грозных стражей, все заклятия против них. Папирусные свитки с Книгами мёртвых клали в саркофаг рядом с мумией.







ЧЕРТОГ ДВУХ ИСТИН

Миновав все опасности, покойный достигал Чертога, где произносил перед лицом великих богов «исповедь отрицания». Он говорил, что не совершал ни одного из 42 преступлений. Но боги хранили молчание. Ведь человек может солгать, чтобы избежать наказания; лишь его сердце никогда не лжет. Поэтому зал Суда и назывался Чертог Двух истин: не только сам человек, но и его сердце свидетельствовали за или против него.

Шакалоголовый бог Анубис – покровитель бальзамировщиков и проводник в царство мёртвых – брал сердце умершего и клал его на чашу весов. На другой чаше покоилось легчайшее пёрышко богини справедливости Маат. Если дрогнут чаши весов – человек солгал. Тогда его сердце сожрёт чудовище Аммат с телом льва и пастью крокодила, а его имя-Рен боги навечно объявят несуществующим.

Но если чаши оставались неподвижными, умерший считался оправданным и обретал вечное блаженство и покой в Полях Иалу. Папирусные свитки с «Книгами мёртвых» непременно изображали сцену загробного суда в Чертоге Двух истин, чаши весов, свидетельствующие об оправдании умершего египтянина и его счастливое пребывание в царстве Осириса.



ПРИМЕЧАНИЯ

Амулеты назад
Обереги, предметы или украшения, которые, по представлениям древних людей, обладали волшебной силой и поэтому могли защитить своего владельца от болезней и несчастий. Во всём Древнем мире особенно славились египетские амулеты. Вплоть до наших дней их продолжают находить на огромной территории, иногда даже в России.
Амулеты в жизни египтянина
Сегодня нам сложно даже представить, насколько важную роль играли амулеты в жизни египтянина. Почти все египетские ювелирные украшения были оберегами. Особенно много амулетов окружало женщин и детей, так как египтяне считали, что их подстерегает гораздо больше опасностей со стороны злых духов и демонов, чем мужчин.
Когда человек умирал, амулеты помещали в его гробницу, чтобы они защитили хозяина в загробном мире.
Из чего делали амулеты
Сила амулета зависела от его формы и цвета, от материала, из которого он был сделан, и от сочетания этих характеристик. Так, по мнению египтян, колдовской силой обладали странные экзотические предметы, например, раковины с побережья Красного моря. Раковины каури, своей формой напоминающие глаз, считались лучшими оберегами от дурного глаза. Иногда амулеты делались из совсем неожиданных материалов, например, кошачьей шерсти или особых редких трав.
Магическая сила амулета
Перед тем, как приступить к изготовлению амулета, египтяне всегда совершали священные обряды, благодаря которым бог или богиня защищали через созданный предмет его владельца. Текст, написанный в конце 2 тыс. до н.э., повествует, как Исида, Нефтида и Хеджхотеп (бог-покровитель амулетов) ткут и прядут льняной шнур, из которого богиня Нейт путем завязывания узелков делает амулет, приносящий здоровье.
Многие египетские обереги сделаны в виде фигуры божества или демона, другие имеют форму животных, растений, частей человеческого тела, элементов мебели и священных предметов. Изготовители амулетов часто изображали внешне грозную, но благую богиню-бегемотицу Таурт, скарабея Хепри, хранителя домашнего очага Беса, бога вечности Хеха, дарующего «миллионы лет» существования.
Самые популярные амулеты
Особенно популярны у египтян были амулеты в виде уджат — Ока Хора, выполненные из самых разнообразных материалов. Тексты гласят, что око уджат должно быть нарисовано зеленой краской на папирусе или ткани; уже само это изображение могло быть оберегом. Мифы повествуют, что бог Тот излечил повреждённое Сетом Око Хора, ставшее после этого символом целостности, здоровья, вечной жизни.
Часто амулетам придавали форму систра — священной трещотки богини Хатхор. Оберег в виде столба джед — столба бога Осириса, был символом постоянства, незыблемости и стабильности. Многие амулеты повторяли формы иероглифов; один из них — знаменитый символ жизни «анх». В качестве оберегов египтяне также охотно использовали печати с вырезанными именами богов и прославленных царей древности.

Анубис назад
Анубис — бог-покровитель захоронений и бальзамировщиков, изображавшийся в виде шакала или человека с головой шакала. Чёрный цвет тела Анубиса был связан с цветом мумий, обработанных целебными бальзамами, и плодородием покрытой чёрным илом египетской земли, несущей в себе возрождение.
Согласно легенде, шакалоголовый бог был сыном Осириса, рождённым богиней Нефтидой. Он сохранил для вечности тело убитого бога, обработав его целебными бальзамами. Так была создана первая мумия.
Страж и защитник
Анубис – страж захоронений, защищающий их от грабителей. В текстах на стенах пирамид он упоминается как защитник умершего, исполнитель воли Осириса в загробном мире.
Особую популярность культ Анубиса приобрел в эпоху Нового царства. Отныне он считался великим проводником души умершего по загробному царству, богом, который подводит покойного к престолу Осириса в Чертоге Двух Истин, где происходит загробный суд в присутствии богов.
Сохранились изображения жрецов в масках Анубиса, участвующих в священных погребальных обрядах. Эти жрецы носили титул «хери сешета» («тот, кто над тайной»). Сохранилась одна из таких масок, снабжённая отверстиями для глаз (6-4 вв. до н.э.). Она хранится в музее в Хильдесхайме.
Анубис в гробнице Тутанхамона
Великолепная статуя Анубиса на золотом постаменте была найдена в гробнице фараона Тутанхамона. Она охраняла вход в сокровищницу. В надписи бог Анубис назван «тот, кто повелевает тайнами».
Деревянная статуя покрыта слоем гипса и чёрной смолы. Внутренняя сторона ушей, повязка на шее и ожерелье позолочены. Глаза статуи выполнены из золота, алебастра и обсидиана, когти - из серебра. Анубис возлежит на сдвигающейся крышке деревянного золочёного ковчега – ящика в форме храма.
Золочёный ящик был и постаментом для статуи Анубиса, и потайным хранилищем (в нем находились амулеты, украшения и кубки). Анубиса несли во главе погребальной процессии. В сокровищнице гробницы статуя охраняла канопы (сосуды для внутренностей) царя.
По представлениям египтян, Анубис был тесно связан также с самыми различными областями магии.

Апоп назад
Чудовищный змей, обитающий в Дуате – загробном царстве глубоко под землей. Апоп – воплощение хаоса, разрушения и зла, повелитель самых ужасных демонов. Длина его тела составляет 450 локтей, а его зловещее шипение наводит ужас даже на богов. Египтяне называли Апопа «Сотрясающий землю», видя в нём причину землетрясений.
Солнечный бог Ра и его свита, перевозящие солнечный диск в Ладье Вечности, каждую ночь вступают в бой со страшным чудовищем. Боги сражаются со змеем среди вод подземного Нила и на суше (когда Апоп выпивает всю воду подземной реки). Разрубленный богами на части змей опускается в преисподнюю, но на следующую ночь вновь нападает на солнечную ладью.

Атум назад
Солнечное божество, бог-творец, возникший еще до того, как был создан мир. Имя «Атум» означает «целостность», «совершенство», «завершённость». Бог поднялся из вод первобытного океана Нуна и создал первый кусочек суши – холм Бен-Бен.
Почитание Атума
Центром почитания Атума был город Иуну (греки называли его Гелиополь). Позднее образ Атума слился с другим солнечным божеством – Ра; нового бога почитали под именем Ра-Атум.
Вместе с Атумом в Гелиополе почитали созданных им богов: бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, бога земли Геба и богиню неба Нут, а также Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. Их называли «Гелиопольская Эннеада» (девятка).
Созидатель и разрушитель
К Атуму обращались как к всесильному милостивому божеству. Многие священные обряды, проводившиеся в честь царствующего фараона, были связаны с Атумом. В «Текстах пирамид» говорится, что после смерти Атум поднимает царя на небеса, чтобы преобразить его в нетленную звезду. Позднее Атума почитали как покровителя и защитника каждого умершего в его странствиях по загробному миру.
Тексты в «Книгах мёртвых» говорят, что в конце времён Вселенная вновь вернется к хаосу, и лишь две «божественные души» – Атум и Осирис –станут залогом возрождения мира. «Я разрушу всё, что я создал, - говорит Атум. – Мир снова превратится в предвечный океан (Нун) и бесконечность (Хех), как было вначале».
Изображения Атума
Чаще всего Атума изображали в образе человека в короне Верхнего и Нижнего Египта. Иногда он представал в виде змеи (или похожей на змею рыбы – угря) в короне атеф.
Священные животные бога – лев, чёрный бык Мневис, ихневмон и ящерица. Одним из воплощений бога Атума считался также жук-скарабей, рождающийся из навозного шарика подобно тому, как Атум поднялся из мифического холма Бен-Бен.
От восхода до заката
В результате постепенного слияния образов трех солнечных богов – Атума, Ра и Хепри возникло новое триединое божество – Хепри-Ра-Атум. Иногда его изображали в виде мужчины с бородой (Атум) с солнечным диском (Ра) над головой, внутри которого находится жук-скарабей (Хепри). Представление о Хепри как об утреннем солнце, о Ра как о полдневном светиле (солнце в зените) и Атуме – заходящем солнцк сложилось ещё в древности (во времена возникновения «Текстов пирамид») и существовало до конца египетской цивилизации.

открыть крупное изображение в новом окне
Бальзамировщики назад
Мастера, изготавливавшие из тела умершего мумию, чтобы сохранить его для вечности; для этого тело обрабатывали целебными составами – бальзамами. После оплакивания мёртвое тело на погребальной ладье перевозили на западный берег Нила в Дом Золота — мастерскую бальзамировщиков.
В Доме золота
Золото было для египтян символом вечности. Они верили, что тела богов состоят из золота, а умерший теперь должен был стать Осирисом, приобщиться к вечности. Он сам отныне именовался Осирис, его сын до окончания похоронного ритуала должен был «стать» сыном Осириса Хором, а жена и сестра — Исидой и Нефтидой.
В доме золота совершались священные обряды, которые должны были подготовить умершего к вечному существованию. Во время этих обрядов разыгрывалась в драматической форме история смерти и воскресения Осириса.
Погребальные обряды
Главный бальзамировщик (жрец в маске шакала) во время священного обряда «становился» Анубисом. Жрец «херихеб» («тот, кто над свитком») читал заклинания. Под его руководством работали жрецы «уту», выполнявшие второстепенные обязанности, такие, как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.
Анубису помогали четверо загробных богов: Хапи (не следует путать это божество с Хапи – богом Нила), имеющий голову павиана, шакалоголовый Дуамутеф, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с человеческой головой.
За семьдесят дней бальзамировщики изготавливали мумию. Сперва они омывали тело нильской водой. Тело становилось священным и отныне называлось «Сах».
Парасхит
Любой, кто нанесет телу-Сах увечье, — преступник. Это относилось и к парасхиту — человеку, который должен был сделать надрез на мёртвом теле перед мумификацией. «Парасхит» («Потрошитель») изображал Сета, убивающего Осириса.
Сделав на животе покойного надрез кремневым ножом, он тотчас бросался наутёк, иначе его бы схватили и жестоко наказали. Он бежал без оглядки, а бальзамировщики и родственники покойного гнались за ним, осыпая проклятиями, моля богов жестоко наказать святотатца и швыряя камни ему вдогонку.
Процесс бальзамирования
Изгнав из Дома Золота парасхита, преступно вскрывшего Сах ножом, Анубис и его подручные извлекали внутренности и опускали их в канопы — погребальные сосуды, наполненные отварами из целебных трав и разными снадобьями. Канопы делались в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета. Закрыв канопы, бальзамировщики обрабатывали тело снадобьями из благовоний и трав и туго обматывали его матерчатыми бинтами. Родные и близкие умершего тщательно следили, чтобы все обряды были строго соблюдены. Ни один ритуал нельзя нарушить, ни одно магическое заклинание нельзя забыть, иначе Ка (невидимый двойник) покойного будет жестоко оскорблён. Он станет злым демоном и будет преследовать свой род, насылая на потомков несчастья. Через семьдесят дней умершего переносили из бальзамировочной мастерской в вечное жилище: ведь Исида, Нефтида и Анубис ровно 70 дней собирали по частям и восстанавливали разрубленное тело великого бога, и с тех пор число 70 стало священным числом, которое управляет землёй и небесами.

Иероглифы назад
Термин «иероглифы» был введён христианским писателем 2 в. н.э. Клементом Александрийским. Он называл иероглифами знаки, высеченные на камне (от греч. hierós – священный и glyphe – то, что вырезано).
От рисунка к знаку
Египетская система письма является древнейшей в мире, она существует с конца 4 тыс. до н. э. Иероглифы – это знаки древнеегипетской письменности, родившиеся из рисунков. Рисунки постепенно упрощались и в конце концов превратились в знаки, хотя прообразы этих знаков (сова, змея, сокол, человек, рука, глаз, метёлка папируса и т.п.) всегда оставались узнаваемыми. Иероглифы высекали на стенах храмов и гробниц, вырезали на надгробных плитах и писали кистью на папирусные свитках.
Иероглифы изображали фигурки людей и животных, растения, здания и различные предметы или их части. Большинство иероглифов обозначали отдельные согласные звуки или сочетание двух или трёх согласных звуков. Гласные звуки в иероглифическом письме не обозначались, поэтому сегодня мы можем лишь догадываться, как звучали египетские слова.
Так, иероглиф в виде метёлки папируса обозначал «и», первую букву в слове «иалу» – «папирус» (на самом деле этот звук произносился немного иначе и был согласным). Звук «р» писался иероглифом «рот» (по-египетски, «ра»); знак в виде волнистой линии означал «н» (первую букву в словах «нет» – вода и «нуи» – волны).

открыть крупное изображение в новом окне
От звука к слову
Иероглифы могли обозначать не только звуки, но и целые слова (в том числе отвлеченные понятия). Например, слова «бог» «божественный» писались иероглифом в виде флага на шесте – такие флаги развевались над входом в храмы. Слово «сеш» (письменность) обозачалось иероглифом, изображавшим письменный прибор – дощечку с красками и тростниковую кисточку, связанные шнурком.
Были также вспомогательные знаки, уточнявшие значения слов. Если после иероглифа «сеш» стоял знак в виде фигурки человека, всё вместе означало «писец» – человек, который пишет. Если вспомогательный знак изображал запечатанный папирусный свиток, то читатель понимал: имеется в виду письменность.
Для обозначения отвлечённых понятий египтяне часто использовали пиктограммы: например, «ветер», «дыхание» обозначались знаком надутого паруса, «золото» — в виде тигля для выплавки этого металла, а «старость» – в виде сгорбленного человека, опирающегося на палку.
Всего известно около 5 тысяч иероглифов, но наиболее употребительными были 700-800 знаков. Самая поздняя иероглифическая надпись относится ко времени императора Феодосия (394 г. н.э.).

открыть крупное изображение в новом окне
Скоропись
Помимо иероглифического письма, применялась курсивная скоропись – иератика. Её использовали, как правило, для документов и писем. Знаки скорописного иератического письма уже не были похожи на рисунки. В 8-7 вв. до н.э. наряду с иератикой появляется новый тип скорописи, в котором иногда несколько знаков сливаются в один, – демотическое письмо, или демотика. Самые поздние демотические надписи датируются 5 в. н.э.

открыть крупное изображение в новом окне
Египетские писцы
Многие египетские писцы, как это видно по сохранившимся статуям, сидели на полу, скрестив ноги. Свиток папируса писец держал в левой руке, а правой писал на его развернутой части, положив её на колени. Чаще всего он писал справа налево, но многие надписи писались также слева направо или сверху вниз.
Письменный прибор состоял из дощечки, в углублениях которой держали в сухом виде красные и черные чернила; миниатюрной ступки с пестиком для растирания чернил; тростниковой кисточки-калама; футляра для ее хранения; мешочка с песком для присыпания готового текста; маленького сосуда для воды, в котором смачивали калам. Пенал для каламов, сосуд и дощечка связывались шнурком.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Магия запечатлённого слова
По представлениям египтян, иероглифическая письменность обладала магическими свойствами, ведь «божественные слова» изобрёл сам бог мудрости Тот. На заре древнеегипетской цивилизации фараоны и их приближённые воздвигали в память о себе стелы (каменные плиты), на которых было высечено только их имя. Иероглиф, запечатлённый в камне, обеспечивал им бессмертие, пребывание в «вечности и бесконечности».
У многих богов и богинь были символы в виде иероглифов. Богиню Исиду изображали с иероглифом «престол» (трон) на голове. Богиню справедливости Маат обозначали в надписях и изображениях с помощью иероглифа «страусиное перо».
Египтяне видели в иероглифических знаках живые существа, наделенные магической силой. Поэтому на стенах многих гробниц иероглифы, обозначавшие хищных животных и ядовитых змей, выписывались не полностью или намеренно повреждались, чтобы лишить знак его колдовской силы – египтяне боялись, что даже рисунок-знак опасного существа может причинить вред душе умершего.

открыть крупное изображение в новом окне
Символика цвета
Знаки иероглифического письма, родившиеся из рисунков, часто были цветными, и в них полностью сохранялась символика цвета, характерная для египетского искусства.
В египетской живописи красно-коричневым цветом писали тела мужчин, а светло-желтым – нежную кожу женщин, такими же цветами раскрашивали соответствующие иероглифы. Зелёный передавал цвет тростника, а голубой – цвет неба и воды.
Новое открытие иероглифов
В 535 г. н.э. в правление византийского императора Юстиниана был закрыт храм богини Исиды на острове Филе – последний оплот египетской культуры. Вскоре иероглифическая письменность была полностью забыта.
Лишь в 1822 г. французу Жану Франсуа Шампольону (1790-1832) удалось расшифровать надпись на «розеттском камне». Так назвали найденную в Египте в 1799 г. (во время военной экспедиции Наполеона) базальтовую плиту, на которой один и тот же текст был вырезан на двух языках: иероглифами и буквами греческого алфавита, хорошо известного учёным. Открытие Шампольона создало основу для дальнейшего изучения древнеегипетского языка, которое продолжается по сей день.

«Книга мёртвых» назад
Условное название египетских заупокойных текстов эпохи Нового царства, введённое в научный обиход в 19 в. немецким исследователем Карлом Лепсиусом (1810-1884). Разделение «Книги» на главы и параграфы принадлежит учёным-египтологам. Заклинания писались на богато иллюстрированных папирусных свитках. В позднюю эпоху египетской истории тексты «Книг мёртвых» писали также на бинтах, которыми обматывали мумии.
Более ранние тексты, сопровождавшие покойного в загробный мир, называют «Текстами пирамид» и «Текстами саркофагов». Эти тексты создавались в эпохи Древнего царства (конец 29 – 22 вв. до н.э.) и Среднего царства (2020 г. до н.э.- начало 17 в. до н.э.).
По-египетски «Книга мёртвых» называлась «перет херу» – «выход в день», она рассказывала о жизни особой сущности человека – «ба» (принятый условный перевод этого понятия – «душа») после смерти его тела.
Загробный суд
Представление о загробном суде и воздаянии за грехи сформировалось только в эпоху Нового царства (середина 16 - начало 11 вв. до н.э.). Судьёй на загробном суде был бог Осирис. В эпоху Древнего царства считали, что бессмертие может быть даровано только фараону. Теперь жизнь после смерти стала возможной и для последнего бедняка. Для этого к имени умершего прибавлялось имя владыки загробного мира; например, человека по имени Рахотеп после смерти называли «Рахотеп-Осирис».
После смерти, согласно представлениям египтян, человека ожидало путешествие по огромному и опасному потустороннему миру, населённому богами и демонами. В общении с ними умершему должны были помочь магические заклинания «Книги мёртвых».
Свидетельство сердца
Одно из самых знаменитых изображений «Книги» – сцена загробного суда в 125-й главе. В ней показано взвешивание сердца умершего на весах бога мудрости Тота (т. н. «испытание души»). На другой чаше весов помещалось перо богини справедливости Маат.
Умерший произносил перед Осирисом «исповедь отрицания», перечисляя злодеяния, которых он не совершал. При этом он должен был назвать имена всех 42 богов, к которым обращался. Зная их имена, записанные в свитках, покойный получал «власть» над этими богами.
Если сердце, отягощённое злом, перевешивало перо Маат, его пожирало чудище Амамат. Умерший уничтожался полностью и лишался надежды на существование в ином мире. Если весы оставались в равновесии, праведность человека считалась доказанной и он обретал место в царстве Осириса.
На папирусных рисунках умерший всегда изображается в белом, это цвет преображения: после оправдания на суде умерший становился «ах» – просветлённым, светоносным.
Поля Иалу
В царстве Осириса умершему предстояло возделывать землю на «полях Иалу» (Полях тростника). Чтобы человек мог избавиться от этой повинности, в гробницу помещали «заменителей» умершего, его «помощников» – небольшие статуэтки слуг с мотыгами и корзинками, которые откликались на призыв Осириса работать вместо своего хозяина (отсюда название этих статуэток – «ушебти», т.е. «ответчики»).

открыть крупное изображение в новом окне
Маат назад
Богиня истины, справедливости, гармонии, космического порядка. С эпохи Нового царства Маат считали дочерью солнечного бога. Ее изображали в виде сидящей женщины со страусовым пером на голове, иногда крылатой. Священное насекомое Маат – пчела.
Маат олицетворяла божественный порядок и закон, согласно которому сменяются времена года, движутся звезды и планеты, живут боги и люди.
Принцип маат включает в себя как правильность и закономерность развития Вселенной, так и сплочённость общества, и, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.
Воплощение бога на земле, царь поддерживает маат (божественный порядок), совершая положенные священные обряды и одерживая военные победы над врагами Египта Личным благочестием он уничтожает исефет –- ложь, хаос, разрушение.
Маат – одна из важнейших участниц загробного суда в чертоге Осириса. Её статуэтка или эмблема – страусовое перо – кладут на чашу весов, на которых взвешивают сердце умершего египтянина. Изображение Маат часто венчает и сами весы. Зал, в котором определялась степень греховности умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание маат были направлены многие священные обряды, изображения которых сохранились на стенах святилищ в египетских храмах. Царь, побивающий булавой иноземцев, устанавливает тем самым правильный миропорядок. В сценах охоты фараон вместе с богами ловит сетью болотных птиц, символизирующих врагов бога; принося в жертву богам пойманных птиц хаоса, царь утверждает маат.

открыть крупное изображение в новом окне
Мумия назад
Мумия – обработанное особыми целебными составами тело умершего, сохраняемое для вечности как вместилище одной из сущностей человека – Ка. Искусство изготовления мумий стало убедительным доказательством победы египтян над разрушительной силой смерти. Несмотря на многочисленные исследования современных учёных, результаты, достигнутые в этой области египтянами, так и не удалось превзойти.
Изготовление мумии
К сожалению, не сохранилось ни одного египетского текста с описанием процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством. Рассказ об изготовлении мумий оставил побывавший в Египте древнегреческий историк Геродот.
Результаты современных исследований говорят о том, что Геродот в целом правильно описал процесс мумификации. Однако этот процесс был значительно более сложным.
Тело умершего тщательно очищали при помощи воды и «нечерит» – «божественной» природной соды, или натрона, который добывали в содовых озерах Вади Натрун в Дельте Нила.
Затем из тела вынимали внутренности. Приблизительно на 16 день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Тело высушивалось натроном в течение 40 дней, после чего умащивалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.
Между смертью и возрождением
Весь процесс бальзамирования длился 70 дней. Этот срок между смертью и погребением – или же смертью и возрождением – связывался с циклом Сириуса, священной звезды богини Исиды, которая, подобно умирающему и возрождающемуся божеству, исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Так же 70 дней Исида странствовала по египетской земле, разыскивая останки своего мужа Осириса.
Канопы
Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, называемые канопами. Согласно древней традиции, лишь сердце могло остаться в теле.
Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес 1, матери Хуфу. Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями. Крышки этих сосудов, изначально плоские, позднее приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего. Они могут также изображать четырех «сыновей Хора» – духов-охранителей умершего, имеющих головы соответственно человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хапи).
В Доме красоты
По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся «пернофер» – «Дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не потеряла форму, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами.
Кожу пропитывали вином, молоком, маслом, воском, благовониями (ароматическими маслами) и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего.
С помощью трав и полотна всему телу и особенно лицу придавался облик живого человека, для чего иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение всё тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой. В поздний греко-римский период тело украшали листочками тонкой золотой фольги.
Пелены для мумии
В течение последних 15 дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. В большинстве случаев ткань для пеленания разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длиной до нескольких десятков метров.
Прежде всего пеленами фиксировалось положение головы и закреплялась нижняя челюсть. Затем отдельными отрезами полотна обматывались пальцы на руках и ногах. Затем пеленались руки, ноги, торс. На каждый слой ткани, пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками, клались амулеты и ювелирные украшения.
В завершение процесса все тело с головы до ног еще раз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большой пеленой, закрепленной восемью специальными повязками, в поздний период иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус и амулетов.
Сохранились папирусы с изречениями, которые произносились над телом во время его пеленания. Они свидетельствуют, что и эта часть бальзамирования проходила в виде драматического действа.
Погребальные маски
С эпохи Среднего царства голову и грудь мумии стали закрывать погребальной маской, которая обычно изготавливались из картонажа – нескольких склеенных слоев папируса и тканей, покрытых гипсом – ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и инкрустировалась драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. Освященному процессом бальзамирования телу, называющемуся отныне «сах», стремились придать облик Осириса, чтобы умерший смог, как некогда Осирис, возродиться для вечной жизни.

открыть крупное изображение в новом окне
Оазис назад
Зеленый, покрытый богатой растительностью участок посреди пустыни или полупустыни, орошаемый расположенными поблизости реками или искусственными каналами, а также подземными грунтовыми водами.

Папирус назад
Многолетнее травянистое растение, тростник, а также изготавливавшийся из него в древности писчий материал и рукописные тексты, написанные на этом материале. Стебли папируса, росшего по берегам Нила были толщиной в руку и достигали 5-6-метровой высоты.
В Древнем Египте из трехгранных стеблей папируса плели лодки, обувь, корзины, коврики-циновки. Для изготовления писчего материала со стебля папируса счищали жесткую зеленую кожуру, а белую мякоть нарезали полосками. Полоски клали слоями на стол: над слоем вертикальных полосок – слой полосок, положенных горизонтально. Затем всё накрывали тканью, придавливали камнем и отбивали неровности деревянным молотком. Выделявшийся в это время из мякоти папируса клейкий сок прочно скреплял получившуюся «бумагу». Папирусы сворачивали в длинные рулоны – свитки. Писцы писали, а читатели читали тексты на папирусах, постепенно разворачивая свитки на коленях или на столе.
В настоящее время в Египте вновь стали выращивать папирус, из которого делают в основном сувениры для туристов.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне
Пирамиды назад
Погребальные сооружения древнеегипетских фараонов и вельмож эпохи Древнего царства (3-6 династий; 27-25 вв. до н. э.). В начале 27 в. до н. э. архитектор Имхотеп построил в Саккара для фараона Джосера пирамиду высотой 60 м. Эта первая в Египте пирамида была ступенчатой.
Пик строительства пирамид приходится на время правления 4-5 династий (конец 26 - начало 25 в. до н. э.). В эту эпоху власть фараонов достигла вершины могущества. Наиболее известны три великие пирамиды, построенные на плато Гиза близ города Мемфиса - древнейшей столицы Египта.
Великие пирамиды
Каждая пирамида имела своё имя: пирамида Хуфу (Хеопса) называлась «Горизонт Хуфу», Хафра (Хефрена) – «Велик Хафра», Менкаура (Микерина) – «Богоподобный Менкаура». По представлениям египтян пирамиды были «домами вечности», с которыми было связано бессмертие царя.
Своей формой пирамиды напоминали египтянам мифический первобытный холм Бен-Бен, над которым впервые взошло солнце – родился верховный бог Ра-Атум.
Пирамида Хуфу (Хеопса)
Размеры пирамиды Хуфу поражают даже современного человека. Её высота была 146,6 м (с верхушкой в виде маленькой пирамидки высотой 8 м), длина стороны основания – 233 м, периметр – почти километр, а площадь – 53 тыс. м2. При строительстве было использовано 300 тыс. обтёсанных каменных глыб, вес каждого блока в среднем составлял 2,5 т.
В погребальную камеру фараона, отделанную чёрным гранитом, вела наклонная галерея длиной 47 м и высотой 8,48 м. Блоки весом ок. 30 т так тщательно отшлифованы и подогнаны друг к другу, что в щель между ними нельзя просунуть даже нож. В западном углу камеры стоит гранитный саркофаг, в котором был погребён Хуфу.
Над погребальным помещением устроена сложная система разгрузочных камер. Только в самой верхней из них археологи обнаружили надписи: нарисованные красной тушью картуши фараона Хуфу с годами его правления. В трёх пирамидах 4 династии не было надписей. Позднее, в пирамидах 5-6 династий появляются т. н. «Тексты пирамид» – древнейшая запись ритуалов погребения царя.
Строители пирамид
На строительстве пирамид было занято от 5 до 30 тыс. рабочих. Это были свободные люди, жившие в районе архитектурных работ вместе со своими семьями в специальных городках. Они участвовали в строительстве в Сезон разлива Нила, когда невозможно было заниматься сельским хозяйством; государство в это время предоставляло им работу и гарантированный паёк.
Царский некрополь
Пирамиды были составной частью царского некрополя. Рядом с ними возводили огромный заупокойный храм и маленькие пирамиды-спутницы, в которых хоронили царских жён.
Некрополь был окружён стеной, отделяющей священную зону от остальной части погребального комплекса. Каменная дорога вела от заупокойного храма вниз, к долинному храму. Этот храм на берегу канала служил для отправления ритуалов очищения и бальзамирования тела усопшего царя перед погребением.
Большой Сфинкс
Рядом с пирамидой Хуфу высится гигантская статуя лежащего льва с человеческой головой (высотой 20 и длиной 57 м) – знаменитый Большой Сфинкс. Эта статуя, высеченная из скалы, изображает фараона в образе древнейшего солнечного божества – «Хора Горизонтного» (Хор-эм-ахет, греч. «Хармахис»). Огромное изваяние зримо утверждает идею божественной сущности фараона.
Египетские пирамиды строились и позднее, но уже никогда их строительство не было столь грандиозным, как в эпоху Древнего царства.

© Т.В. Ильина, 2010.