© Т.В. Ильина, 2010.

АБРАМЦЕВО

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Абрамцево – одна из немногих старинных усадеб, уцелевших в огне войн и революций. В 19 в. она неоднократно становилась центром культурной жизни России. В 1843 г. усадьбу приобрёл писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. В Абрамцеве он создал свои знаменитые произведения – сказку «Аленький цветочек», «Семейную хронику» и «Детские годы Багрова-внука», впервые показавшие читателю мир глазами ребенка. Сыновья писателя Иван Сергеевич и Константин Сергеевич Аксаковы стояли во главе философско-литературного кружка славянофилов. Славянофилы отстаивали своеобразие культурного пути России, его отличие от западного. В гости к Аксаковым приезжали и подолгу жили в усадьбе писатели И.С.Тургенев и Н.В.Гоголь, поэт Ф.И.Тютчев, актёр М.С.Щепкин.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

В 1870 г. имение купил предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. Отец Мамонтова был потомственным купцом, финансировавшим строительство железных дорог. Продолжая его дело, Савва Иванович стал главным акционером Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Успешный предприниматель, Мамонтов был также страстным коллекционером (собирал картины, иконы, монеты, оружие и декоративно-прикладные изделия), любил петь, с удовольствием участвовал в домашних спектаклях.

Яркий, темпераментный и артистичный, безмерно обаятельный и в то же время властный, Мамонтов обладал даром притягивать к себе людей. Современники не случайно называли его «Савва Великолепный» (по аналогии с Лоренцо Медичи Великолепным, в правление которого Флоренция стала одним из главных культурных центров Возрождения). «Искусство он любил до безумия, – писал о Мамонтове художник П.В.Кузнецов, – можно было подумать, что это главная сфера его деятельности. В этой области он искал все новое, прогрессивное, растущее и редко ошибался. Он своим даром чутья угадывал, открывая молодые таланты, и, находя таковые, лелеял их, направлял, способствовал их развитию, будучи сам в этой области большим знатоком, тонким и высококультурным ценителем и советчиком».

В 1872 г. в Италии, где Мамонтов изучал практическую коммерцию и одновременно брал уроки пения, судьба свела мецената с художником Василием Дмитриевичем Поленовым, скульптором Марком Матвеевичем Антокольским и историком искусства Адрианом Викторовичем Праховым. С 1874 г. по приглашению Мамонтова новые знакомые стали собираться в его московском доме на Садовой-Спасской улице и в имении Абрамцево. Так было положено начало уникальному творческому содружеству художников, архитекторов, актеров, музыкантов и ученых, которое позднее вошло в историю как Абрамцевский художественный кружок.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Абрамцево стало центром притяжения для творческих людей. С каждым годом в усадьбе собиралось все больше гостей. Приезжали и мастера старшего поколения – Илья Ефимович Репин, Виктор Михайлович Васнецов , Василий Дмитриевич Поленов и его сестра Елена Дмитриевна Поленова , и молодёжь: Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Михаил Александрович Врубель, Михаил Васильевич Нестеров и др.

Абрамцево, по выражению И.Е.Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они подолгу жили со своими семьями, обсуждали творческие планы, вместе писали этюды и ставили любительские спектакли. Радушный хозяин открывал для гостей и комнаты главного усадебного дома, и летние деревянные строения и флигеля. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитая «Девочка с персиками» (1881) – портрет дочери С.И.Мамонтова, Веры, – написана Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал в Абрамцеве над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров писал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Окрестности усадьбы запечатлены в замечательных лирических пейзажах В.Д.Поленова, И.С.Остроухова, И.И.Левитана, М.В.Нестерова.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где создавались новые идеи и художественные формы. Источником вдохновения для участников кружка становились произведения народного искусства – игрушки, деревянные резные коньки на крышах изб, вышитые полотенца, расписные сундуки и прялки, старинные изразцы и многое другое. Художники учились у народных мастеров: они искали образцы крестьянского творчества в окрестных деревнях и устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних зданий, икон, орнаментов. Эти поездки финансировал С.И.Мамонтов. Один из памятников сотворчества крестьянского мастера и профессионального художника запечатлен в картине «Девочка с персиками». За спиной Веры Мамонтовой видна фигурка солдата: его вырезал из дерева крестьянский мастер и расписал красками В.А.Серов.

Так в Абрамцеве началось возрождение забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, полотенца, фартуки. В гончарной мастерской под руководством П.К.Ваулина удалось возродить древнюю технику майолики. Майоликой (название связано с островом Майорка) называют изделия из обожжённой глины с глазурью – стекловидным покрытием толщиной 0,15-0,3 мм. При обжиге сохраняются мягкие, оплывающие формы глиняных майоликовых изделий, которые словно меняются на глазах. Цвета обретают блеск, переливаются и сияют, подобно драгоценным камням.

На Руси майолика была известна с 11 в., а в 17 столетии уже повсеместно создавались майоликовые изразцы (плитки), украшавшие церкви и палаты, печи и камины. В 18 в. майоликовые изделия выпускали завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели. Новый расцвет майолики на рубеже 19-20 вв. связан с абрамцевской керамической мастерской, в которой М.А.Врубель и другие художники создавали декоративные статуэтки, посуду, панно, изразцы для каминов.

открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне открыть крупное изображение в новом окне

При горячем участии жены Мамонтова, Елизаветы Григорьевны, в Абрамцеве открылась столярно-резчицкая мастерская, где обучали художественному ремеслу крестьянских детей. В 1880-1890-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е.Д.Поленовой и В.М.Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т.д. Продукция мастерской была необычайно популярна, завоёвывала золотые медали на всероссийских и международных выставках.

Е.Д.Поленова. Эскиз шкафчика Шкафчик по проекту Е.Д.Поленовой Шкафчик по проекту Е.Д.Поленовой

Дело возрождения русских народных ремесел, начатое в Абрамцеве, было продолжено Сергеем Тимофеевичем Морозовым, создавшим в Москве Кустарный музей. В музее, располагавшемся на Большой Никитской (ныне здание Кинотеатра повторного фильма), а с 1903 г. в Леонтьевском переулке, 7, были представлены изделия русских народных промыслов. Рядом с ними выставлялись и произведения из абрамцевских художественных мастерских. Понравившиеся изделия можно было приобрести, и вскоре почти в каждом московском доме появились сундуки, столы и шкафчики в народном духе.

Так участники Абрамцевского кружка положили начало неорусскому стилю – национальному варианту общеевропейского стиля модерн. В неорусском стиле были построены в абрамцевском парке флигель-мастерская (архитектор В.А. Гартман, 1873); Баня-теремок (архитектор И.П. Ропет, 1877). В украшении церкви Спаса Нерукотворного, возведенной в 1881-1882 гг. по проекту В.М.Васнецова и В.Д.Поленова, приняли участие почти все участники кружка (И.Е.Репин, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский и др.) и члены семьи Мамонтова.

Одним из самых перспективных начинаний абрамцевских завсегдатаев стали любительские спектакли. В 1878 г. в московском доме Мамонтова состоялся первый театральный вечер, в котором участвовал 17-летний К.С.Алексеев, в будущем известный – под псевдонимом Станиславский – режиссёр. С этого времени домашние спектакли ставились каждый сезон: зимой – в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом – в Абрамцево. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к спектаклям создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А.Н. Островского (1882). Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам В.М.Васнецова , стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени.

Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы. В 1885 г. Мамонтов основал на свои средства Частную русскую оперу (существовала до осени 1904 г.), на сцене которой ярко раскрылся талант Н.И.Забелы-Врубель и Ф.И.Шаляпина. Именно Мамонтову принадлежит честь открытия Шаляпина – одного из самых ярких оперных певцов.

В 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в растратах при строительстве железной дороги и посажен в следственную тюрьму. На суде меценат был полностью оправдан. Но, сохранив доброе имя, Мамонтов потерпел финансовый крах и в дальнейшем был вынужден отойти от активного предпринимательства. В 1902 г. его коллекции и дом на Садовой-Спасской были проданы для уплаты долгов. Усадьбу Абрамцево, записанную на имя Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, удалось сохранить. Последние годы жизни Мамонтов провёл в своей усадьбе за Бутырской заставой, где находился гончарный завод «Абрамцево», основанный в 1889 г. и позднее (в 1896 г.)переведённый в Москву. Изделия завода продавались в Москве и Санкт-Петербурге, удостаивались золотых медалей.

В 1918 г. усадьба Абрамцево была взята под государственную охрану. Хранительницей художественных реликвий была назначена дочь мецената – Александра Саввична Мамонтова. В 1919 г. решением Наркомпроса здесь был образован Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». В главном усадебном доме открыта экспозиция, посвящённая Аксаковым, Мамонтовым и Абрамцевскому художественному кружку. В Бане-теремке хранятся предметы крестьянских ремесел и изделия абрамцевской столярной мастерской. В мастерской-студии выставлены майолики Врубеля. В церкви Спаса Нерукотворного, где в часовне и рядом с ней погребены С.И. Мамонтов, его жена Елизавета Григорьевна и их дети Вера и Андрей, вновь проводятся службы. В музее проводятся праздничные вечера и мастер-классы для детей, во время которых юные посетители могут своими руками создать сказочного персонажа из глины или волшебный узор по дереву. Мастер-классы ведут Ольга Юрьевна Жданова и др. сотрудники музея.

© Т.В. Ильина, 2010.