Весной занятия кружка были посвящены Древней Москве. Мы побывали в Музее-квартире А.М. Васнецова, воссоздавшего в своих картинах историческое прошлое нашей столицы, и в храме Василия Блаженного на Красной площади, который ныне является филиалом Исторического музея.

Замечательный памятник древнерусской архитектуры - храм Покрова Богородицы на Рву (в древности у стен Кремля, выходящих на Красную площадь, был выкопан ров, заполненный водой) возвели в 1555-1561 гг. легендарные мастера Барма и Постник. В 1588 г. умер чтимый всеми москвичами святой Василий Блаженный. По повелению царя Фёдора Иоанновича над его могилой была построен придел (церковь-пристройка) во имя Святого Василия, московского юродивого. С тех пор Покровский собор стали называть в народе «храмом Василия Блаженного».


Храм был построен на месте деревянного Троицкого собора вблизи стен Московского Кремля. В 1552 г. русскими стрелецкими войсками было завоевано Казанское ханство – остаток Золотой Орды. В память о победе под Казанью царь Иван Грозный, возглавлявший военный поход, принёс обет (обещание) Богу возвести храм.

Уже в древности храм поражал и москвичей, и иноземцев своей необычной архитектурой и ярким узорочьем. Здание представляет собой девять башнеобразных отдельных храмов (каждый со своим престолом), возведённых на едином подклете (основании) и окружённых гульбищем (обходной галереей). Башни соединены между собой узкими переходами.


Центральный Покровский храм, увенчанный шатровым куполом, и окружающие его восемь разновеликих церквей-приделов были посвящены девяти святым и церковным праздникам, в дни празднования которых были одержаны важнейшие победы под Казанью.


Центральный шатёр «собирает» церковки с узорными луковичными главами в единый пирамидальный объём, и собор производит впечатление цельного и гармоничного сооружения. Полукружия нижних арок повторяются в многочисленных ярусах кокошников (декоративных арок, напоминающих своей формой праздничный головной убор русских женщин), словно «перебегающих» с одного столпа на другой. Пилястры (плоские столбы), карнизы, колонки, круглые окна, «стрелы» и другие декоративные детали создают ощущение живописности, подвижности, восхождения ввысь. Собор уподоблен городу с башнями, стенами и церквями. Это храм-памятник погибшим под Казанью. В его архитектурных формах воплотилась идея райского храма-города, Небесного Иерусалима, в котором пребывают погибшие под Казанью русские воины.